Причины и необходимость государственного предпринимательства

Чем продиктована необходимость государственного предпринимательства? Каковы его роль и эффективность в нашей стране?

Причины и необходимость государственного предпринимательства

Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко и стабильно, т.к. обладает финансовой и организационной опекой правительства.

Оно необходимо в отраслях, жизненно важных для безопасности страны, для препятствия возникновению частных монополий, в нужных отраслях, не привлекающих частный бизнес.

В последнее время в России активно идет переход в государственную собственность убыточных предприятий.

Какие функции выполняет рынок ценных бумаг в развитых рыночных экономиках и в России? Прокомментируйте роль биржевых спекуляций в нашей стране.

Рынок ценных бумаг в развитых рыночных экономиках и в России выполняет аккумулирующую, регулирующую, распределительную и контрольную функции. В России деятельность спекулянтов часто дестабилизирует экономическую ситуацию в конкретной фирме или даже во всей стране.

Тесты

Тест Обоснование
1. Трансакционные издержки — это: а) издержки, связанные с производством продукции и оплатой труда работников; б) издержки, связанные с государственным регулированием экономики; в) издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности; г) общественные издержки; д) альтернативные издержки.Ответ «в»
2. В число трансакционных издержек не входят: а) издержки по выбору партнеров по сделке; б) издержки ведения переговоров; в) рекламно-маркетинговые издержки; г) издержки транспортировки; д) издержки недолжного выполнения сделки или издержки их недопущения.Ответ «г»
3. При какой форме предпринимательской деятельности легче осуществлять производство сложной техники: а) индивидуальное предприятие; б) хозяйственное товарищество; в) акционерное общество открытого типа; г) государственное или муниципальное предприятие.Ответ «в»
4. Главным недостатком индивидуальных предприятий является: а) неограниченная ответственность собственника за долги; б) отсутствие профессионального менеджмента; в) неограниченный волюнтаризм собственника; г) ограниченность финансовых ресурсов; д) перечисленные недостатки с другой точки зрения можно рассматривать как достоинства.Ответ «а»
5. Высшим органом акционерного общества является: а) собрание акционеров; б) генеральный директор; в) совет директоров (Наблюдательный совет); г) исполнительный орган; д) все перечисленные органы коллегиально.Ответ «а»
6. К числу прав владельца обыкновенной акции не относится: а) получение дивиденда; б) участие в ании; в) ознакомление с документацией фирмы; г) выкуп акции по номинальной стоимости по первому требованию; д) все перечисленные права.Ответ «г»
7. В акционерном обществе: а) владение и управление разделены; б) единственным собственником является совет директоров; в) управление находится в руках акционеров; г) нет необходимости публиковать результаты хозяйственной деятельности; д) все вышеперечисленное неверно.Ответ «в»  
8. К недостаткам акционерных компаний можно отнести: а) возможность широкого привлечения дополнительного капитала; б) наличие различных видов акций; в) ограниченная ответственность акционеров; г) разделение функций собственности, контроля и управления; д) профессиональное управление.Ответ «г»    
9. В условиях рыночной экономики государственная собственность чаще всего существует в следующих отраслях: в) в производстве обуви и одежды; г) в розничной торговле; д) в отраслях инфраструктуры; е) в сельском хозяйстве; ж) в производстве строительных материалов.Ответ «г»
10. Какие факторы обеспечивают более высокую эффективность фирмы: а) экономия трансакционных издержек при проведении сложных и длительных операций; б) снижение риска недобросовестности контрагентов; в) снижение риска использования специфических активов; г) лучшая адаптация к внезапным изменениям ситуации; д) все перечисленное верно.Ответ «г»
11.Сущность объединения риска заключается: а) группа индивидов принимает на себя риск каждого из членов данного общества; б) в разделении риска между несколькими хозяйствующими субъектами; в) в одновременном проведении нескольких не связанных между собой независимых рискованных сделок; г)все перечисленное верно.Ответ «г»  
12.К основным методам частного обеспечения контракта относятся модели: а) око за око; б) инвестиции в специфические активы; в) удержание «заложника»; г) независимый частный арбитраж д) объединение независимых субъектов; е) регулирование ж) все ответы верны.Ответ «г»
13.К способам самозащиты субъектов рынка от информационной асимметрии относятся: а) судебная защита; б) дипломы, сертификаты; в) бренды; г) гарантии; д) контрактная система; е) все ответы верны.Ответ «а»

Источник: https://infopedia.su/13x5f3a.html

Государство как предприниматель. Причины и границы государственного предпринимательства

Причины и необходимость государственного предпринимательства

Формы государственного предпринимательства. Государственный сектор в России.

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.

Государственный секторКомплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

1) Несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

2) Самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

3) Юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательствоИнициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.

Приватизация – преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам. Цели приватизации в разных странах можно представить в виде следующей таблицы:

Цели приватизации
Страны рыночной ЭкономикиQ сокращение задолженности государственного сектора,Q развитие рынка,Q стимулирование предпринимательства,Q расширение индивидуальных свобод,Q развитие народного капитализма, ослабление профсоюзов.РоссияQ формирование слоя частных предпринимателей,Q повышение эффективности деятельности предприятий,Q создание конкурентной среды, содействие демонополизации экономики,Q привлечение иностранных инвестиций,Q социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

В развитых странах среди множества способов приватизации можно отметить распродажу и безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, продажу государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции.

В России главными способами стали купля-продажа по конкурсу (при выполнении определенных условий) или на аукционе по максимальной цене, продажа акций (долей) в капитале предприятия после их преобразования в акционерные общества, а также выкуп имущества предприятия сданного в аренду полностью или частично.

При этом в основу выбора способов приватизации положен размер предприятий.

В современной экономике в зависимости от изменения формы и субъекта собственности выделяют несколько видов приватизации:

· Большая приватизация – преобразование предприятий в акционерное общество и распределение акций среди частных лиц путем их продажи или бесплатной раздачи;

· Малая приватизация – продажа мелких объектов сферы услуг и торговли частным лицам или группам инвесторам;

· Спонтанная приватизация – приватизация по ” закону джунглей”, при которой государство отказывается от регулирующей роли;

· Частичная имущественная приватизация – продажа имущества каждого отдельного предприятия по частям.

Каждый из названных видов приватизации имеет собственные достоинства и недостатки. Так большая приватизация сопряжена с большими издержками, но она имеет большую скорость осуществления.

Малая и частичная имущественная приватизация не требуют огромных затрат и с этой точки зрения являются более эффективными, однако в условиях российского монополизма их выбор не всегда целесообразен.

Спонтанная приватизация к тому же ведет к наделению правами собственности представителей номенклатуры.

Приватизация является одной из сторон разгосударствления.

Разгосударствление – уменьшение функций государства в экономике, передача части полномочий государственных органов предприятиям, развитие конкуренции и предпринимательства.

Однако разгосударствление создает собственные проблемы, что убедительно показала история рыночных преобразований 80-90-х гг. в России.

Поэтому поиск оптимальных пределов государственного и частного секторов в экономике остается достаточно актуальной задачей для многих государств, хотя основной принцип такого соотношения известен: « Конкуренция – везде, где возможно, регулирование – лишь там, где необходимо».

Роль и значение государственного сектора в экономике индустриально развитых стран различается как по объему, так и по структуре.

Как показывает исторический опыт, происходящее некоторое время сокращение общественного сектора доходит до определенного рубежа, а затем начинается расширение. Такие изменения зависят от ряда факторов: исторических, географических, экономических, политических и т. д. условий.

Действие этих факторов к тому же привело к формированию особых систем макроэкономического регулирования, получивших название моделей (см. схему 38).

Схема 38.

Модели государственного сектора

Характеристики моделиСтепень огосударствления производства и внешнеторговых ограничений
ВысокаяНизкая
Объем производства общественных благ и трансфертовВысокийСоциалистическаяСкандинавская
НизкийЛатиноамериканскаяЛиберальная

По горизонтальной «оси» расположена «степень обобществления экономики»: доля государственных предприятий в национальном производстве и степень протекционизма во внешней торговле. По вертикальной «оси» откладывается степень развития государства всеобщего благосостояния – величина социальных трансфертов и объем производства общественных благ.

На схеме отображены четыре крайние модели государственного хозяйства: 1) социалистическая, характеризующаяся высокой долей государственной собственности и существенными объемами перераспределения, 2) скандинавская, 3) латиноамериканская, основанная на внешнеторговом протекционизме и импортозамещающем росте и 4) либеральная, которая встречается крайне редко и в чистом виде существовала лишь в Гонконге и Сингапуре. Каждая модель государственного сектора представляет собой целостную систему, определенное сочетание элементов и реализуется в виде комплекса мер экономической политики и соответствующих государственных институтов, разрабатывающих и реализующих эти меры. Но в рамках каждой модели может произойти перемещение центра тяжести с одного направления на другое, смена приоритетов – именно это обеспечивает их гибкость и выживание. Важной особенностью современного периода является тенденция к сближению моделей различных типов. В этом плане переход постсоциалистических стран к рынку может рассматриваться как движение от социалистической модели к либеральной.

Проблемы и противоречия в обществе, возникающие при таком переходе можно проиллюстрировать двумя особенностями переходной экономики. Первая из них состоит в том, что при переходе от плановой экономики к рыночной на первых этапах реформирования роль государства в экономике уменьшается.

Приватизация государственной собственности существенно расширяет границы частного сектора и рыночных механизмов. Однако данный переход осуществляется в условиях системного кризиса, сопровождаемого уменьшением ВВП, падением инвестиционной активности, инфляцией, финансовым кризисом, увеличением безработицы.

Возникают такие негативные явления, как нестабильность настоящего, неопределенность будущего, отсутствие гарантий прав собственности и др. Разработка и реализация антикризисных стратегий и программ во многом ложатся на плечи государства, что требует усиления его роли в экономике.

К тому же экономика все больше испытывает дефицит ресурсов, способных обеспечить решение назревших проблем. Поэтому на первый план выдвигаются либо расходы государства, либо внешние заимствования.

Вторая особенность переходной экономики связана с усилением государственного регулирования, которое сталкивается с тремя трудностями: опасениями со стороны общества рецидивов элементов старой распределительной системы и всеобщего дефицита товаров; отсутствия механизмов, способных эффективно использовать ресурсы в общественном секторе экономики; неопределенность в направлении использования дополнительных доходов государства.

В России в соответствии с постановлением правительства от 4 января 1999 г.

«О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации» в состав государственного сектора экономики входят: государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, акционерные общества, в уставном капитале которых контролирующий пакет голосующих акций (более 50%) находится в государственной собственности (федеральной или субфедеральной). Основой такой классификации является функционально-управленческий принцип, т. е. в состав государственного сектора включаются только те хозяйственные объекты, функционирование и развитие которых полностью определяется и контролируется государством. Исключение из состава государственного сектора муниципальных предприятий неявно вводит в оборот понятие трехсекторной экономики, состоящей из государственного, муниципального и негосударственного (частного) секторов, что противоречит международной практике. Важной проблемой остается отнесение к государственному сектору экономики вертикально интегрированных хозяйственных структур, строящихся по типу финансово-промышленных групп. Один из возможных подходов к этой проблеме предполагает использование своеобразной «государственной цепочки». Если более 50% акций материнской компании находится в руках государства, то она относится к государственному сектору. Если, в свою, очередь эта компания держит более 50% акций дочерней фирмы, то последняя тоже относится к государственному сектору. Иными словами, если материнская компания контролируется государством, а дочерняя – материнской, то, следовательно, дочерняя фирма также косвенно регулируется государством.

Таким образом, государственный сектор – двойственное и противоречивое образование.

Он включает в себя как бы два начала: рыночное – основанное на возмездности, эквивалентности, купле-продаже, отчуждении права-собственности, и нерыночное – основанное на неэквивалентности обмена, внерыночных механизмах распределения ресурсов, безвозмездном выделении основных фондов государственным и муниципальным предприятиям, неопределенности права собственности. Такая двойственность очень часто порождает неэффективность использования экономических ресурсов в нем и искажение в распределении доходов. Данная двойственность в производстве общественных благ вызывает необходимость действенного законодательного регулирования данного сектора с целью создания условий для эффективного использования экономических ресурсов в производстве общественных благ и рационального распределения возникающих здесь доходов в соответствии с реальными правами, функциями и ответственностью всех субъектов отношений в данном секторе экономики. Тем не менее в развитых странах в государственный сектор вовлекается от 30% до 60% ресурсов экономики в зависимости от национальных традиций, структурных и других факторов. Фактические данные показывают, что государственный сектор вполне сопоставим по своим масштабам с частным, тогда как при более низком уровне развития один из секторов занимает явно доминирующие позиции.

Источник: https://sdalna10.com/07024597

Причины существования государственного предпринимательства

Причины и необходимость государственного предпринимательства

3. Причины существования государственного предпринимательства.

При прочих равных условиях существенную роль в определении границ между частным и государственным секторами играют нацио­нальный менталитет, национальные традиции.

Последние, хотя и неот­делимы от особенностей политического и экономического развития, но не сводимы к ним.

Вряд ли случайно, что именно в США, традиционно признаваемым “бастионом либерализма”, государственный сектор не­велик, а во Франции, где сильна традиция дирижизма, он, напротив, весьма значителен.

Но, конечно же, своеобразием традиций, “национальным ментали­тетом” причины существования государственного предприниматель­ства далеко не исчерпываются. Оно возникает в силу троякого рода обстоятельств.

Первая группа обстоятельств определяется некоторыми действи­тельными или предполагаемыми (мнимыми) преимуществами государственной организации производства над частной вообще или в опреде­ленных условиях.

Вторая группа обстоятельств возникает в случаях невозможности организовать требуемое производство (или производство на требуемом уровне) на частной основе. В эту категорию попадают ситуации дезор­ганизации экономической жизни, нехватки факторов производства (частного капитала и предпринимательских кадров), высокого риска (неопределенность будущего) и т.д.

Эти обстоятельства особенно остры в периоды масштабной социальной трансформации (например, ин­дустриализации) и восстановления хозяйства после экономических кризисов, войн и других крупных социальных катастроф и стихийных бедствий.

В эту группу следует отнести случаи, когда развитие произ­водства сдерживали длительные сроки окупаемости, когда налицо острая необходимость защиты национального рынка от внешней кон­куренции и т.п.

Третья группа обстоятельств связана с так называемыми несовер­шенствами или провалами рынка.

В качестве таковых трактуются сле­дующие отклонения от состояния совершенной конкуренции – специ­фика производства общественных благ с неполной присваиваемостью результатов экономической деятельности, внешние эффекты (экстерна-лии), искусственные или естественные монополии, неполная информи­рованность агентов, высокие трансакционные издержки и т.п. Иногда сюда же относят неудовлетворительное с общественной точки зрения распределение доходов.

Невозможность организовать производство на частной основе и не­способность противостоять конкуренции извне дали путевку в жизнь большей части государственных предприятий.

Характерно, что в За­падной Европе масштабный государственный сектор возник непосред­ственно после второй мировой войны. Упомянутая “ИРИ” и ряд других итальянских холдингов были образованы именно в кризисные 20-е го­ды.

В начале 80-х годов относительное ослабление позиций ряда фран­цузских компаний на внутреннем и международном рынках продикто­вало их переход под контроль государства.

Возможно, именно конку­ренция со стороны более мощных и передовых в экономическом отно­шении стран, грозящая для малых и менее развитых утратой национального контроля над экономикой, объясняет тот факт, что доля го­сударственного сектора в последних была выше.

Преимущества государственного предпринимательства усматривались, прежде всего, в устранении конкуренции за счет сведения пред­приятий отрасли в единую организационно-производственную структу­ру. Ожидалось также, что национализация приведет к изменению цен­ностных установок работников, которые, ощутив себя сособственниками с остальными гражданами общества, станут более интенсивно трудиться.

Один из ведущих британских идеологов национализации Г. Моррисон полагал, что для успешного функционирования государст­венных предприятий необходимо “новое осознание со стороны управ­ляющих, техников и рабочих своих обязанностей” перед страной.

По его мнению, работники национализированного сектора должны были “черпать удовлетворение из того факта, что они имеют привилегию работать во благо всего общества и ради благосостояния собратьев-граждан”2. Однако на практике не было проявлено достаточной изоб­ретательности по части создания у работников чувства особой гордо­сти и ответственности.

Им даже не были предоставлены те ограничен­ные права, по управлению, которые обязательны в крупных частных компаниях Германии. Их, правда, планировали предоставить во Фран­ции, но так и не сделали этого.

Наиболее теоретически разработан анализ причин возникновения государственных предприятий в связи с несовершенствами рынка.

Общественные блага суть те, которые не могут быть присвоены одним лицом (лицами), следовательно, блага, потребление которых не исключает и не уменьшает их потребление другим лицом (лицами).

Чистые общественные блага – услуги государственного управления, обороны, охраны окружающей среды, охраны общественного порядка и т.п. Между чистыми частными и чистыми общественными благами лежит широкая промежуточная область коллективных благ (дороги, парки и. т.п.).

Даже перечисленные выше в качестве чистых обществен­ных благ могут не быть

таковыми в той мере, в какой направлены не на общество в целом, а на некоторую его часть.

Из особенности природы общественного блага следует, что субъ­ект потребляет его вне зависимости от того, оплачивает ли он издерж­ки его производства или нет.

Это означает, что возможна ситуация, когда ни один потребитель общественного блага не станет доброволь­но финансировать его производство, а следовательно, при частной организации производства таких благ они производиться не будут (или в лучшем случае будет наблюдаться их дефицит)'.

Но даже общественный в вышеуказанном смысле характер благ не является достаточным основанием для того, чтобы обязанности по его производству брало на себя государство. Оно может финансировать их производство, но не участвовать в нем непосредственно.

Так, в США некоторые муниципалитеты отказались от собственной и нанимают частную пожарную охрану, в ряде стран частному бизнесу передано содержание тюрем.

В Техасе планируется провести конкурс на переда­чу на пять лет в частные руки обслуживание штатной системы соци­ального вспомоществования.

Практически всякая деятельность в той или иной мере сопряжена с отрицательными или положительными внешними эффектами, (экстерналиями). В одних случаях они велики и их принимают во внимание, а в других столь незначительны, что ими пренебрегают.

Внешние эффекты характеризуют ситуацию неполной присваиваемости субъектом или субъектами результатов их деятельности (издержек и выгод), следовательно, сказываются на благосостоянии другого(их) субъекта(ов). Хрестоматийным примером отрицательного внешнего эффекта является загрязнение окружающей среды, положительного – научные исследования, особенно фундаментальные.

Известно, что компании – “первопроходцы” несут большие издерж­ки, чем идущие следом. Последние экономят на издержках получение нового технического знания и освоения новых процессов производства.

“Утечка” информации – прямая (в форме “ноу-хау”) или косвенная (в форме подсказок конкурентам самими свойствами продукта, что и как производить) – практически неизбежна.

Чем больше ее вероятность, тем меньше

заинтересованность частной фирмы в финансировании по­лучения такого знания. В силу этого чисто рыночное его финансиро­вание будет оборачиваться недопроизводством.

_____________________

2 – Morrison Н. Foreword. – In: Efficiency in the Nationalis industries. L., 1952, p. i.

Таблица 2

Доля государственной собственности (в%) в отраслях естественных монополий.
СтранаОтрасль
ПочтаЖелезные дорогиТелефонная связьЭлектро- и газоэнергетика и снабжениеВодоснабжение
США1025-75

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/60606/1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.