Предпринимательское законодательство

Содержание

Законодательство в сфере индивидуального предпринимательства

Предпринимательское законодательство

Отдельный закон об ИП в Российской Федерации не принимался. Нормы, регулирующие деятельность индивидуального предпринимателя, свойственны как физическим лицам, не занимающимся коммерцией, так и организациям.

Большинство таких бизнесменов не обладают юридическими знаниями, позволяющими разобраться в многообразии законодательных и ведомственных актов.

Материал призван помочь понять ИП, какие права даёт этот статус, и какие обязанности ему присущи.

Законодательство для ИП по сути распределено по нескольким правовым актам. Отдельного текста, где собраны были все нормы, не создавалось.

Однако предоставляемые предпринимателям права и налагаемые на них обязанности позволяют сделать вывод, что по большинству направлений фактически эти субъекты хозяйствования приравнены к юридическим лицам.

Различия есть в таких сферах, как налогообложение, ответственность за нарушения и др., где ИП рассматриваются как физлица.

Гражданский кодекс РФ приводит расширенное определение понятия «предпринимательская деятельность».

Граждане РФ, выбравшие коммерцию, обладают следующими свойствами:

  • выбор дела производится по своей воле и занимается им в дальнейшем самостоятельно;
  • предстоящие опасности и неудачи на выбранном поприще целиком его дело, он же несёт и ответственность за итоги работы;
  • вся деятельность направлена на извлечение дохода от выбранного вида занятий;
  • основа прибыли – реализация собственной продукции, услуг, приобретённых для перепродажи товаров, выполнение работ;
  • заниматься выбранным делом ИП вправе после прохождения регистрационных процедур и внесения его в реестр предпринимателей.

Получить статус предпринимателя вправе любой не только граждане России, но и иностранцы. Кроме дееспособности и совершеннолетия других условий не установлено.

Да и то, даже не достигшим 18-и лет разрешено заниматься предпринимательством, если на то есть судебное решение, допуск от своих родителей или опекунов.

Для иностранцев определено одно условие – они должны быть временно или постоянно зарегистрированы на территории нашей страны.

Не могут регистрироваться как предприниматели сотрудники государственных и муниципальных органов и учреждений, военные.

Поскольку отдельного закона для ИП нет, к этим субъектам хозяйствования применяется такая же мера ответственности, что и к физлицам. Имеется в виду, что отвечает предприниматель по обязательствам своим имуществом, если у него не хватило ресурсов погасить долги предприятия в обычном режиме.

Соответственно, своё имущество (материальные и денежные средства) бизнесмен имеет право использовать в создании прибыльного дела. У организаций такие действия строго регламентируются и каждый взнос или инвестиция оформляется документально, чтобы сохранить баланс интересов участников.

Однако индивидуальные предприниматели ограничены в выборе занятий. Им запрещено производство алкоголя, лекарств, военного снаряжения и техники, организация охранных фирм и проч. Если гражданин задумает заняться одним из перечисленных видов, он должен будет регистрировать организацию.

Индивидуальный предприниматель получает легитимный статус с того момента, когда налоговая служба внесёт его в государственный реестр. С этой даты он считается прошедшим регистрацию. До этого момента любое занятие коммерцией рассматривается как незаконное предпринимательство.

Регистрация ИП

Законы РФ устанавливают, что легально извлекать доход от своей деятельности предприниматель вправе только после прохождения регистрационных процедур и внесения в госреестр сведений о нём. Обязанности по фиксации данных возложены на ФНС РФ.

В отличие от организаций, которые регистрируются по месту нахождения офиса (эта точка получает название юридического адреса), регистрация индивидуальных предпринимателей проводится только по месту прописки, указанному в гражданском паспорте. Соответственно и процедуру проводит та налоговая инспекция, в ведении которой находится эта территория. Руководствуется она в своих действиях Законом «О государственной регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно этому правовому акту сведения о физических лицах, ведущих коммерческую деятельность должны быть внесены в Единый госреестр ИП.

Документы, представляемые для государственной регистрации таковы:

  • заявления установленной формы, приведённой на сайте ФНС и доступному для скачивания образцу документа;
  • гражданского паспорта (копии);
  • квитанции об уплате государственной пошлины за регистрационные действия.

Порядком регистрации занимается ФНС РФ, но по некоторым направлениям, например, по ликвидации ИП, она делегирует приёмку пакета бумаг территориальным МФЦ.

https://www.youtube.com/watch?v=2E-ZwbDFH-c

Вопросы налогового регулирования для индивидуальных предпринимателей (как и для других субъектов хозяйствования) сосредоточены в НК РФ.

На откуп региональных законодателей отправлены лишь налоговые ставки отдельных бюджетных платежей, распределяемых внутри территории – транспортный, земельный налог и проч.

, и то рамки, в пределах которых можно менять тарифы, установлены федеральным нормативным актом.

Следует учитывать, что ставки постоянно корректируются с учётом изменений, вносимых в акты, принимаемые федеральным центром и собственными нуждами территорий.

Налоговый кодекс РФ, кроме того, даёт представление ИП, какой налоговый режим выбрать для работы.

Исходить следует из следующих критериев:

  1. Выбранный вид занятий. Например, сосредоточившись на ЕНВД, предприниматель не вправе торговать оптом или заниматься производством.
  2. Предполагаемые обороты. Общий режим налогообложения позволяет получать доходы сколь угодно высокие – главное, чтобы уплачены были все положенные налоги (в том числе НДС). Для спецрежимов – упрощёнки, вменёнки и ПСН, установлена верхняя граница, преодоление которой влечёт принудительный переход на ОСНО.
  3. Штат персонала. Отдельные системы налогообложения НК РФ разрешает применять лишь при наличии строго определённой численности работников. Как только число сотрудников перевалит за установленный Кодексом порог надо переходить на другой – более высокий режим налогообложения.

Свои намерения о выборе той или иной системы налогообложения заявитель может изъявить в момент обращения в ИФНС для получения статуса индивидуального предпринимателя.

Естественно, выбор следует сделать до написания заявления. Однако с выбором можно и не торопиться. НК РФ даёт новому ИП месячный срок на раздумья. Если молчание затянется дольше – по умолчанию будет считаться, что предприниматель выбрал общий режим.

Кроме упомянутого нормативного акта следует ознакомиться до выбора направления с Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Некоторые положения документа столь строги, что при ближайшем рассмотрении у бизнесмена может отпасть желание заниматься такой деятельностью или она просто запрещена для ИП.

Но если, все-таки, решено работать на лицензионном поприще, то придётся пройти ещё одну процедуру регистрации – теперь в учреждении, занимающемся выдачей лицензий. При этом надо выполнить ряд условий. Лицензия выдаётся на ограниченный период и через некоторое время её надо подтверждать.

Если индивидуальный предприниматель нанимает на работу сотрудников, ему придётся выполнять нормы главного федерального закона, регулирующего сферу трудовых отношений – Трудового кодекса РФ. В нём приводится подробный перечень всех требований, которые должен выполнять работодатель, и всех прав, которыми наделён наёмный работник.

Основное условие состоит в том, что приём на работу должен сопровождаться обязательно заключением трудового соглашения. Таким договором регулируются взаимоотношения между нанимателем и сотрудником предприятия.

Как только будет оформлен на работу первый сотрудник, ИП должен встать на учёт в ФСС и ПФР как работодатель. Все последующие движения кадров ведомства контролируют по отчётам, отдельно сообщать о приёмах и увольнениях персонала закон не требует.

Численность наёмных работников не ограничена только у предпринимателей, практикующих общий режим налогообложения.

Налоговый кодекс устанавливает следующие рамки:

  • ОСНО – нет ограничений;
  • УСН – до 100 человек;
  • ЕНВД – до 100 человек;
  • ПСН – до 15 человек.

Примечательно, что нарушение указанных лимитов во всех случаях приводит к одному результату – предприниматель вынужденно переходит на общий режим, причём с того месяца, в котором произошло нарушение численности.

Быть работодателем – очень ответственное занятие. Трудовой кодекс Российской Федерации содержит большой перечень обязанностей, которые должен выполнять наниматель рабочей силы.

Основное – всё время, пока сотрудник числится в штате, при выплате заработной платы ИП должен начислять на доход страховые взносы и перечислять их в фонды.

Средства, уплаченные в ФСС, идут впоследствии на компенсацию больничных, сборы, переведённые в ПФР составляют основу будущей пенсии.

Установлена ответственность за нарушение Кодекса, причём наказание за недисциплинированность примерно одинакова, что для организации, что для ИП.

Открытие расчётного счёта

Касательно расчётного счёта об ИП закон не содержит каких-либо указаний. Это означает, что индивидуальному предпринимателю не запрещается работать наличными деньгами, минуя банковские сервисы. Иначе говоря, «наличкой».

Преимущество таких потоков в том, что бизнесмен может скрыть обороты, а значит, оптимизировать налоги. Причём по закону наказать за такое ведение дел налоговая служба не вправе.

Однако здесь есть существенные риски следующего рода:

  1. Организации стараются работать только через расчётные счета, поскольку для них действует ограничение по наличным расчётам в пределах 100 тысяч рублей по одной сделке. Такие средства сейчас недостаточны даже для оформления разовой закупки.
  2. Авторитет бизнесмена выше, если он обладает счетами в банках.
  3. Удалённые расчёты вести весьма затруднительно наличными деньгами.

Частично избежать угрозы наказания удаётся, если индивидуальный предприниматель использует личную дебетовую банковскую карту. Однако налоговики могут принять транзакции по ней в учёт доходов, но могут воспротивиться при учёте расходов, так как с карты снимаются и личные деньги, например, на ремонт дома.

Предприниматель вправе самостоятельно решать, открывать ли ему расчётный счёт в банке или работать наличными деньгами. Правовая база РФ не содержит наказания за отсутствие сотрудничества с банковскими учреждениями.

Если же ИП всё-таки решится обзавестись расчётными счетами, то ограничений по количеству законодательство не устанавливает. Здесь бизнесмену надо смотреть, сколько придётся платить за обслуживание счёта, за каждую операцию, насколько высоко расположено банковское учреждение в российском рейтинге.

Налоговые проверки

Как любой налогоплательщик, ИП тоже подвержен контролю со стороны ФНС РФ. Налоговая служба в настоящее время так поставила свою деятельность, что может контролировать деятельность хозяйствующих субъектов в оперативном режиме.

Как только обнаруживается неуплата налогов, назначается контрольное мероприятие под названием камеральная проверка. Для её проведения Налоговый кодекс не требует оповещения предпринимателя о начале исследования деятельность. Но о результатах оповестят обязательно, особенно, если обнаружатся невнесенные вовремя бюджетные платежи.

Законодательство предусматривает, что кроме камеральных есть ещё и выездные проверки. Они могут проводиться как в плановом режиме, так и экстренно.

Виды проверок:

  1. Плановые проверки потому так и называются, что время их проведения устанавливается заранее с определением месяца начала контрольного мероприятия. Чаще, чем один раз в 3 года закон запрещает их проводить. Более того, весь процесс регламентирован до мелочей и ИП, если инспекторы отклонятся от порядка, может опротестовать итоги.
  2. Внеочередные проверки инициируются в том случае, если в налоговой службе появляется информация о возможных серьёзных нарушениях в сфере налогообложения.

О намечаемых плановых контрольных мероприятиях налогоплательщик узнаёт из информации, вывешенной на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Достаточно вбить в поисковую строку номер ИНН и в окне появится сообщение о времени начала проверки (или отсутствии в планах таковой). Об экстренной проверке предпринимателя известят не позже чем за 3 суток до её начала.

Ответственность

Нарушения закона, совершённые индивидуальным предпринимателем, караются различными санкциями.

Чаще всего ИП подвергают наказанию за следующие проступки:

  1. Не сдал отчётность в налоговую инспекцию. Минимальная сумма штрафа установлена в размере 1 тыс. руб. Но вообще законом установлен 5-процентный штраф от неуплаченного налога (который должен начисляться в отчёте).
  2. Не пробит кассовый чек при покупке наличными. Минимальное наказание 10 тыс. руб., но если сумма большая, расчёт делается в пределах от 25 до 50% от неё.
  3. Не уплатил налог. Сумма наказания составляет 20% от средств, которые должны перечисляться в бюджет. Но если недоплата возникла из-за грубого нарушения учёта, заплатить придётся минимум 40 тыс. руб.
  4. Занижение налоговой базы приводит к следующим санкциям: если нарушение обнаружено в одном году – 10 тыс. руб., если в нескольких – 30 тыс. руб.
  5. Не зарегистрировался в фондах при приёме на работу первого сотрудника: если просрочка не превысит трёх месяцев – 5 тыс. руб., если превысит – 10 тыс. руб.
  6. Задержка с подачей отчётов в страховые фонды карается минимум одной тысячей рублей, но в общем сумма штрафа рассчитывается из 5-процентной суммы от недоплаченных сборов.

Как видно наказание индивидуального предпринимателя закон устанавливает главным образом за нарушения в налоговой сфере. Иные санкции, если и есть, то уже находятся в плоскости административного кодекса. Статьями этого документа пользуются контрольные органы МЧС, Роспотребнадзора, экологических служб и проч.

Источник: https://tvoeip.ru/pravo/zakon-ob-ip

Федеральные Законы РФ о предпринимательской деятельности

Предпринимательское законодательство

Единого закона о предпринимателях в России до сих пор не принято, хотя попытки у законодателей были уже несколько раз. Поэтому действующие и начинающие бизнесмены сталкиваются с тем, что им приходится изучать несколько нормативно-правовых актов, которые регулируют эту сферу.

Бробанк разобрался, какие законы о предпринимательской деятельности действуют в настоящее время, и чем руководствуются ИП при разрешении спорных моментов.

Основные документы, регулирующие деятельность ИП

Все нормативные акты, которые издают и принимают законодатели, должны основываться на главном документе страны — Конституции России. Если определенный нюанс не регламентирован каким-то положением или законодательным актом, то предприниматели вправе обратиться к Конституции и руководствоваться ею.

Каждый гражданин России может стать предпринимателем. Такое право закреплено за россиянами в ст.34 Конституции. В ней гарантировано право на использование своих способностей, имущества при осуществлении предпринимательской деятельности. Единственное прописанное ограничение в запрете деятельности, которая приведет к монополизации и недобросовестной конкуренции.

Пояснение сути предпринимательской деятельности дано в Гражданском Кодексе России. Большое число юристов считают этот документ вторым по значению после Конституции.

В статье 23 ГК РФ прописано, что ИП вправе осуществлять свою деятельность с созданием юридического лица или без этого. Отдельные виды бизнеса могут проводиться вообще без госрегистрации гражданина в качестве предпринимателя.

Например, производство в сфере сельского хозяйства при создании фермерского или крестьянского хозяйства.

Основные признаки предпринимательства:

  • деятельность самостоятельная и добровольная;
  • все риски, достигнутые результаты и последствия предпринимательства лежат на ИП;
  • главная цель — получение постоянного дохода;
  • способы извлечения прибыли — реализация произведенных товаров, перепродажа готовых изделий, использование имущества, проведение работ или услуг;
  • госрегистрация ИП или предпринимательство без регистрации в законодательно установленных случаях.

На ведения бизнеса предпринимателями распространяются те же законодательные акты, что и на деятельность юрлиц — коммерческих компаний.

Регистрация бизнесмена происходит в соответствии с Законом №129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП». Для консолидации сведений обо всех российских предпринимателях создан Единый госреестр ИП.

Обязанности регистрации предпринимателей возложены на налоговую. Гражданин, который хочет начать малый или средний бизнес обязан обратиться в территориальную ФНС для открытия ИП.

Налоговая не только регистрирует предпринимателей, но и занимается своей ключевой деятельностью: контролирует налоги, сборы в бюджеты всех уровней. Правила налогообложения бизнесменов прописаны в едином документе — Налоговом кодексе.

ИП самостоятельно направление деятельности, чтобы выбрать систему налогообложения. Допустимые варианты приведены по 2 части НК РФ, это:

  • УСН;
  • ЕНВД;
  • единый сельхозналог;
  • общий режим;
  • патентная система.

Муниципальные налоги и коэффициенты уточняют в местной налоговой службе. При смене типа налогообложения ИП подает письменное заявление в ту территориальную ФНС, где он ведет бизнес.

В 2019 года, произошло изменение, которое коснулось ИП. Введение экспериментального проекта с налогом на профессиональную деятельность — НПД. Его вправе выбрать как ИП, так и самозанятые россияне. Для регулирования был утвержден ФЗ №422 «О проведении эксперимента».

Проект действует в 4-х регионах РФ: Москве и области, Татарстане и Калужской области до 2028 года. Это наиболее привлекательный режим налогообложения, который составляет от 4 до 6 %. Если эксперимент окажется удачным, то его внедрят по всей территории РФ. И бизнесмены, которым по виду деятельности подходит НПД, смогут выбрать такую систему уплаты налогов.

Лицензированная деятельность

Будущий бизнесмен обязан ознакомиться еще с одним российским законом №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Часть требований ФЗ трудновыполнима, поэтому следует заранее выяснить, каких сфер он касается.

В статье 12 ФЗ №99 представлен список лицензируемых видов деятельности. В нем перечислено 57 пунктов, три из которых утратили свою силу на текущий момент.

При переменах в законодательстве бизнесмену предстоит настроиться на то, что придется заменять лицензию или полностью прекращать тот вид деятельности, который будет упразднен.

Но и гарантировать, что та сфера бизнеса, которой ИП занимается в данный момент, не станет со временем лицензированной, также никто не сможет.

Предприниматель обязательно руководствуется ФЗ №99, когда принимает решение работать в лицензируемом бизнесе. В документе перечислен порядок действий ИП, и в какие инстанции ему обращаться. В том же законе описано: как получить лицензию, где ее оформить и продлить, по истечении срока.

Проверки деятельности бизнесменов

Местные и государственные надзорные органы контролируют деятельность малого и среднего бизнеса. Проверки проводятся с законодательно разрешенной периодичностью.

Для бизнесменов и компаний разработан ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и ИП», чтобы контролирующие службы не выходили за рамки своих полномочий в ходе проверок.

Знание общих аспектов закона поможет ориентироваться в собственных правах и обязанностях, и понимать разрешенные правила проверок.

Закон устанавливает 2 типа контроля — плановые и внеочередные проверки:

  1. Плановые разрешены не чаще одного раза за 3 календарных года. Накануне года, когда предстоит плановая проверка бизнесмена, информацию о нем контролирующие органы передают в прокуратуру. Данные о ИП включат в сводный план проверок на будущий год. Информацию разместят в интернете. Бизнесмен или юридическая компания могут найти сведения о грядущей плановой проверке самостоятельно. Сведения доступны на сайте Генпрокуратуры в своем субъекте федерации по ФИО, ОРГН, ИНН предпринимателя или наименованию юридического лица.
  2. Внеплановые проверки надзорные органы согласовывают с Генпрокуратурой в индивидуальном порядке. Информация о предстоящей проверке становится доступна ИП незадолго до ее начала.

Источник: https://brobank.ru/zakony-o-predprinimatelskoj-deyatelnosti/

Предпринимательское право: предмет, виды, принципы, особенности, объекты, соотношение с другими отраслями и прочее

Предпринимательское законодательство

Если хотите работать на себя, ваш путь лежит в сообщество бизнесменов. Знакомство с предпринимательским правом в РФ — первый шаг в верном направлении. В российской действительности предпринимательство — это новое понятие. Поэтому предпринимательское право постоянно развивается и совершенствуется. Знакомство с ним должно помочь новичкам сделать первые шаги в бизнесе без лишних проблем.

Предмет предпринимательского права

Чтобы понять, в чём состоит предмет предпринимательского права, стоит разобраться, какую отрасль деятельности общества это право регулирует. Что же представляет собой предпринимательство? Не вдаваясь в тонкости юриспруденции, приведём чёткое и понятное определение предпринимательской деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке.

Гражданский Кодекс РФ ч.3 п.1

Предпринимательство — деятельность, направленная не только на извлечение прибыли, но и на удовлетворение потребностей клиентов

В современном российском обществе предпринимательство занимает всё более важное место в структуре национальной экономики. Возрастает и роль юридических норм для правового регулирования такой деятельности.

Очевидно, что к предмету предпринимательского права должны, во-первых, относиться юридические нормы, которые регулируют сам процесс предпринимательства, порядок деловых взаимоотношений между бизнесменами (например, договорные отношения).

Этими нормами упорядочиваются именно коммерческие отношения контрагентов между собой и отношения предпринимателей с покупателями, клиентами.

Во-вторых, к предмету предпринимательского права причисляют и нормативы, регулирующие некоммерческие отношения в сфере предпринимательства, прежде всего, отношения бизнесмена с государством.

Они неизбежно возникают с первых шагов деятельности предпринимателя, который обязан начать деятельность выполнения обязанности по государственной регистрации.

А дальше, уже в процессе своей работы, бизнесмен встречается и с другими нормативами некоммерческих отношений, такими как государственное регулирование ценовой политики, установленные правительством требования к качеству товаров и услуг, это может быть (в зависимости от вида деятельности предпринимателя) лицензирование. Крайне важно для начинающих бизнесменов существование государственных мер, которые ограничивают монополистическую деятельность.

Решение стать предпринимателем следует принимать только после обдумывания всех последствий этого шага и консультаций с опытными бизнесменами

Принципы и функции предпринимательского права

Для того чтобы понять особенности предпринимательского права, нужно определить принципы этой отрасли и выполняемые ей функции.

Понятно, что принципы отрасли призваны выделить содержание и основные направления её правового регулирования.

Главные же тезисы предпринимательского права базируются на реальных условиях функционирования бизнеса в мировой экономике в целом и нашей стране в особенности.

Критерии построения предпринимательских отношений основываются именно на принципах предпринимательского права. Их можно разделить на три уровня:

  1. Общеправовые — на них опираются абсолютно все отрасли российского права. Примеры таких принципов: равенство перед законодательством, неизбежность наказания за неправомерное действие. Источником принципов нужно считать прежде всего Конституцию РФ.
  2. Межотраслевые — относящиеся к нескольким правовым сферам. Здесь можно отметить межотраслевое единство принципов с гражданским и административным правом.
  3. Отраслевые — в качестве принципов отраслевого уровня можно выделить те из них, которые непосредственно связаны с деятельностью предпринимателей: с отношениями собственности, договорными отношениями и т. п.

Отраслевыми принять считать следующие принципы предпринимательского права:

  • законности;
  • свободы предпринимательской деятельности (ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ);
  • признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  • единого экономического пространства (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 1 ст. 8, ст. 34 Конституции РФ);
  • баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;
  • свободы договора.

Основные функции предпринимательского права, отражающие главные направления правового регулирования деятельности бизнесменов:

  • Регулятивная — существует для правового регулирования непосредственно предпринимательской деятельности.
  • Охранительная — нужна для государственной охраны предпринимательства (например, это определение границ государственного регулирования в сфере предпринимательства).

Некоторые правоведы различают функции предпринимательского права, исходя из хозяйственной деятельности предпринимателя:

  • Ресурсная — соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое.
  • Организационная — использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода.
  • Творческая — применение новаторства в деятельности.

Многообразие функций предпринимательского права вытекает из широкого спектра деятельности российских бизнесменов

Объекты предпринимательского права

Предпринимательство направлено на реализацию материальных благ с целью получения прибыли. Исходя из этого, выделим объекты предпринимательского права.

Во-первых, это материальные блага, создаваемые бизнесменами в процессе своей деятельности, во-вторых, это сам процесс создания материальных благ. Им может быть производство материальных ценностей, проведение работ, оказание разнообразных услуг (финансовых, образовательных, страховых, лечебных и т. д.).

Правоотношения предпринимательского права могут быть вещными, неимущественными, обязательными. Примером вещных правоотношений можно считать торговлю, в процессе которой вещь передаётся за вознаграждение от одного субъекта к другому.

Образец неимущественных отношений — это создание и реализация продуктов интеллектуального труда. Такие продукты составляют интеллектуальную собственность.

Этот вид собственности, так же как и право собственности на материальные объекты, охраняется российским законом (статья 1225 Гражданского Кодекса РФ).

В современной мировой экономике, получившей уже название «экономика знаний», значение и разнообразие видов интеллектуальной собственности постоянно возрастает. К ней давно уже относят не только научные и литературные произведения, но и компьютерные продукты, базы данных, секреты производства (ноу-хау), фирменные знаки и многое другое.

Предпринимательская деятельность в сфере создания и реализации интеллектуальной собственности является наиболее динамично развивающимся бизнесом.

Вступление России в экономику знаний, начавшееся в развитых странах ещё в конце ХХ века, привело к бурной активизации создания и распространения интеллектуальной собственности в российском секторе интернета.

В этой сфере сформировалось понятие «инфобизнес», для которого на практике складываются специфические условия деятельности. Они неизбежно будут оказывать влияние на направления развития предпринимательского права.

https://www.youtube.com/watch?v=iylD705qe5E

Правовая защита интеллектуальной собственности — одна из острейших проблем российского бизнеса

Соотношение предпринимательского права с другими отраслями права

Многие исследователи склоняются к тому, что предпринимательское право представляет собой комплексную правовую подотрасль, и такая позиция вполне обоснованна. В процессе своего возникновения в пореформенный период и дальнейшего развития российское предпринимательское право основывается на нормах ряда правовых отраслей.

Базой для возникновения и дальнейшего развития предпринимательского права, безусловно, можно считать гражданское законодательство, которое за неполные 30 лет также претерпело колоссальные изменения, вызванные вхождением России в структуру рыночной экономики. Именно этот процесс развития гражданского права привёл к возникновению базисных правовых норм, которое прямо или косвенно регулирует отношения, возникающие в рамках занятия бизнесом.

Тесно вплетёнными в предпринимательское право можно считать и положения административного права. Ведь его существенная часть относится к отношениям в сфере управления.

А они, в свою очередь, относятся к предпринимательской деятельности на любом её этапе начиная с государственной регистрации субъектов предпринимательства, получения ими в необходимых случаях лицензий или патентов.

Предпринимательское право однозначно не может существовать без норм финансового права (налогообложение — неотъемлемая часть бизнеса).

Косвенное, но довольно тесное отношение, предпринимательское право имеет и с нормами отраслей права, устанавливающими ответственность (уголовную или административную) для учредителей или должностных лиц субъектов предпринимательства за неправомерные действия.

Предпринимательское право во многом базируется на гражданском законодательстве РФ

Актуальные проблемы предпринимательства

Проблемы современного предпринимательского права в России можно разделить на два направления.

Первая часть проблем предпринимательского права вызвана тем, что в России рыночные отношения существует сравнительно недавно, формируясь после десятилетий запрета предпринимательства и частной собственности в советской плановой экономике. Поэтому и формирование предпринимательского права происходит постепенно и недостаточно систематизировано.

Предпринимательское право и предпринимательское законодательство не следует считать тождественными понятиями.

Различие между понятиями предпринимательское право и предпринимательское законодательство

Обычно в экономически развитых странах существуют базовые правовые акты, в которых сведены юридические нормативы предпринимательской деятельности, такие, например, как торговый кодекс в Германии.

В России тоже назрела задача формирования торгового или предпринимательского кодекса, который позволил бы выделить предпринимательское право в полноценную, систематизированную правовую отрасль, содержащую правовые предписания комплексного характера. Но пока этого не происходит.

Мы наблюдаем процесс системной кодификации отдельных ветвей предпринимательского права, таких как законодательство о банкротстве или законодательство о саморегулируемых организациях.

Все ещё можно считать недостаточно прописанным в предпринимательском праве аспекты взаимодействия предпринимателя и государства, в частности, границ допустимости вмешательства государства в предпринимательскую деятельность.

Исходя из этих проблем можно сделать вывод об актуальности формирования именно предпринимательского законодательства для адекватного отражения норм предпринимательского права.

Вторая группа проблем основывается на специфике стремительного вхождения России в экономику знаний, пришедшей в мировой экономике на смену индустриальной экономике. Важно отметить, что сформировавшаяся во второй половине XX — начале XXI вв.

экономика знаний, которая производит и распространяет знания во всевозрастающих масштабах, оказывает активное влияние на развитие предпринимательства во всех странах, в том числе и в России. Всё большую значимость на фоне снижения роли вещных форм собственности приобретает интеллектуальная собственность.

Поэтому перед российской правовой системой сегодня стоит задача создать адекватные механизмы для отражения и регулирования сущности современной экономики, формирующейся на базе знаний.

https://www.youtube.com/watch?v=lvSlFxRoyXw

Следует отметить, что в России предпринимательство развивается медленно и неактивно.

Только около 2% граждан в России хотят заниматься бизнесом. Для сравнения: в Европе — 25%, а в США доходит до 70%. Россияне реже становятся предпринимателями, чем жители других стран Европы. Причём, если в большинстве стран мира уровень предпринимательской активности скачет вверх-вниз, то в России он топчется на одном месте.

Дарьин Алексей

http://darin-show.ru/predprinimatelstvo

Предпринимательское право и его особенности

Рассмотрение характеристик предпринимательского права позволяет сделать ряд выводов:

  • предпринимательское право является комплексной правовой отраслью, базирующейся на нормах различных отраслей права;
  • нормы предпринимательского права важны для огромного количества граждан России — как тех, кто занят бизнесом, так и для наёмных работников, занятых в частных фирмах;
  • в предпринимательском праве сочетаются средства регулирования частноправовых и публично-правовых правоотношений;
  • предпринимательское право РФ находится на стадии постоянного развития и имеет ряд важных проблем, решение которых могло бы способствовать развитию российского бизнеса, в том числе и притоку активных граждан в малый бизнес.

Советуем также задуматься над словами одного из самых популярных гуру для представителей мелкого бизнеса.

Предприниматель является катализатором перемен. Он никогда не живёт прошлым, лишь иногда — настоящим и практически всегда — будущим.

Майкл Э. Гербер

Предпринимательское право в России — это новый правовой раздел, развитие которого сопровождает вхождение страны в мировую рыночную экономику.

Имеются актуальные проблемы развития этой отрасли права, существование которых является фактором, тормозящим расширение российского бизнеса.

В условия низкой предпринимательской активности в стране советуем сделать выбор и начать работать на себя, пока уровень конкуренции не очень большой. А также желаем успешно повысить качество своей жизни, включившись в сообщество предпринимателей.

  • ozakone
  • Распечатать

Источник: https://ozakone.com/predprinimatelskoe-pravo/registratsiya/munitsipalnyie-pravovyie-aktyi.html

Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования

Предпринимательское законодательство

Предпринимательское законодательство – новая категория. Она вошла в научный оборот и фактически вытесняло понятие хозяйственного законодательства благодаря появлению гражданского кодекса.

ГК РФ сформулировал определение предпринимательской деятельности, а также установил правовой режим предпринимательства.

Это дает основу утверждать, что предпринимательское законодательство представляет собой разновидность гражданского законодательства.

Представители концепции хозяйственного права рассматривают предпринимательское законодательство в качестве самостоятельной отрасли российского законодательства. По их мнению, предпринимательское законодательство обладает предметным единством, это общественные отношения в сфере предпринимательства. Эти же представители предлагают издать предпринимательский кодекс.

Третья точка зрения базируется на том, что предпринимательское законодательство по своей сути есть комплексная отрасль российского законодательства, сочетающая публично-правовые и частноправовые начала. Комплексный характер носит и большинство НПА входящих в её состав.

В правовой действительности комплексный элемент присутствует в любой отрасли законодательства, в том числе гражданского. Например, в ГК РФ достаточно много административно-правовых норм посвященных регулированию таких вопросов как государственная регистрацию юр.лиц, лицензирование и др.

https://www.youtube.com/watch?v=Dj0h4WT7AS8

Существует мнение, что поскольку институт регистрации юридических лиц в гражданском кодексе, то постольку он является гражданско-правовым, но на самом деле нет.

В основе формирования предпринимательского законодательства должен быть положен такой критерий, как сфера предпринимательской деятельности. В данной сфере возникают особого рода отношения:

1. Отношения между субъектами предпринимательской деятельности или отношения по горизонтали

2. Отношения между субъектами предпринимательской деятельности и органами государственного и местного управления или отношения по вертикали

3. Внутрихозяйственные отношения, складывающиеся между подразделениями предприятий. Эти отношения регулируются предприятиями путем издания локальных правовых актов.

Критерий сфера предпринимательской деятельности позволяет провести разграничение между предпринимательским и хозяйственным законодательством. Объект последнего – отношения в области хозяйствования. Предпринимательское законодательство образует единую систему нормативно-правовых актов различной юридической силы.

В отличие от гражданского законодательства в состав которого водят ГК и ФЗ, предпринимательское законодательство это более широкое понятие. Оно включает, прежде всего, законодательные акты федерального уровня. В состав предпринимательского законодательства также входят подзаконные, нормативные акты (указы президента, постановления правительства).

Эти акты образуют федеральный уровень регулирования предпринимательской деятельности.

В системе предпринимательского законодательства заметную роль играют акты локального регулирования. Последние подразделяются на:

1. Нормативные.

Являются НПА общеобязательного действия.

2. Индивидуальные

Издаются в целях регулирования поведения конкретного индивида.

Локальные правовые акты имеют ряд отличительных признаков:

1. Издаются самим предприятиям для решения внутренних вопросов

2. Сфера действия актов не ограничивается только территорией предприятия

Совершенствование предпринимательского законодательства

Совершенствование предпринимательского законодательства должно идти прежде всего по пути издания кодификационных актов, содержащих предписания комплексного характера. Такие акты надо разрабатывать на уровне подотраслей права и правовых институтов. В качестве примера можно привести банковский кодекс, страховой кодекс.

В отличие от традиционных кодексов они охватывают не отрасли права, а подотрасли регулирующие какую либо сферу предпринимательской деятельности. Такая практика имеет место в странах запада, во Франции есть сельский кодекс.

Предпринимательское законодательство должно развиваться по следующей схеме: кодифицированный акт – специальный закон.

При формировании российского законодательства в целом и предпринимательского в частсности нужно учитывать на правовые условия в которых он будет «жить». В нем должны предусматриваться механизм постепенного введения в действие если он рассчитан на перспективу.

В качестве первостепенных мер по совершенствованию российского законодательство можно выделить следующие блоки:

1. Разработка и принятие кодифицированных актов по типу налогового кодекса

2. Продолжение реформирования законодательства о субъектах предпринимательской деятельности

3. Развитие законодательства о государственном регулировании отдельных видов предпринимательской деятельности

4. Совершенствование законодательства об отдельных видах предпринимательских договоров

Обычай делового оборота как источник предпринимательского права

Признаки обычая делового оборота:

Обычаем признается сложившаяся и широко применяемое в сфере предпринимательской деятельности правило применения. В этом случае обычай имеет крайне консервативный характер.

Обычай рассчитан на широкое, массовое применение. В отличие от индивидуальных велений это есть правило поведение общего действия. Обычай делового оборота выступает в виде отдельных изолированных друг от друга правил поведения. Они не образуют единой и целостной системы.

В ряде случаев обычаи фиксируются в определенном документе, в частности кодекс торгового мореплавания. Однако в силу статьи 5 ГК РФ обычай существует независимо от того зафиксировано или нет такое правило в каком либо документе.

В РФ были опубликованы сборники обычаев в области внешней торговли, тем не менее унификация деловых обычаев не получила должного развития.

https://www.youtube.com/watch?v=pSouezrowFo

Соотношение обычаев делового оборота с положениями законодательства или договора определено пунктом 2 статьи 5 ГК РФ. Обычай делового оборота, противоречащий обязательным требованиям, не применяется.

В юридической литературе и на практике спорным является вопрос о соотношении обычаев и обыкновений. Нередко эти понятия отождествляются.

Обыкновения – не норма права, а особое средство восполнения содержания воли сторон в конкретном правоотношении, если она не выражена прямо, поэтому правило обычая обязательно, тогда как обыкновение распространенная но вовсе необязательная практика, ознакомление с которой позволяет установить как возникший вопрос решается большинством участников гражданского оборота.

Во внешней торговли применяются международные правила по толкованию торговых терминов Инкотермс. Инкотермс представляет собой свод правил носящих факультативный, необязательный характер, но он применяется обязательно, когда на эти правила сделана ссылка в договоре.

В информационном письме президиума ВАС РФ от 25 декабря 1996 года №10 прямо говорится, что арбитражный суд при решении спора применяет обычай в сфере международной торговли используя формулировки Инкотермс, если стороны договорились об этом при заключении внешнеэкономического контракта.

Примером деловых обыкновений могут служить многочисленные проформы договоров, разработанные европейской экономической комиссией ООН.

Наиболее известные проформы №188 и № 574 «общие условия экспортных поставок машинного оборудования» №730 «общие условия купли-продажи для импорта и экспорта потребительских товаров длительного пользования и других металлоизделий серийного производства».

Субъекты предпринимательской деятельности

Понятие и виды

Категория субъекты предпринимательской деятельности появилась в научном обороте сравнительно недавно – закон РСФСР от 25 декабря 1990 года №445-1 «о предприятиях и предпринимательской деятельности» в преамбуле которого было указано что положения настоящего закона действует на всей территории РСФСР по отношению ко всем субъектам предпринимательской деятельности и предприятиям независимо от формы собственности и сферы деятельности. Представители науки хозяйственного (предпринимательского) права предлагают различать понятие субъект предпринимательского права и субъект предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательского права это носители прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности, к ним относятся:

1. Индивидуальные предприниматели

2. Коммерческие организации

3. Некоммерческие организации

4. Публичные образования (государство, субъекты РФ, муниципальные образования)

Субъектами предпринимательского права выступают и государственные органы осуществляющие функции руководства и регулирования предпринимательской деятельности.

Особенное место среди субъектов предпринимательского права занимают внутренние подразделения предприятий (цех, отдел), а также внешние подразделения предприятий (представительство и филиал).

Такой вывод базируется на том, что внутрикорпоративные связи входят наряду с горизонтальными и вертикальными отношениями в состав предмета предпринимательского права. Также среди субъектов предпринимательского права называют холдинги, концерны и т.д. не обладающие статусом юридического лица.

Субъекты предпринимательского права – комплексное межотраслевое понятие. Оно не имеет какой либо отраслевой прописки, поскольку обслуживает диаметрально противоположные отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности.

Понятие субъектов предпринимательского права шире, чем субъекты предпринимательской деятельности

К субъектам предпринимательской деятельности относятся индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Публичные образования и государственные органы не относятся к субъектам предпринимательской деятельности, они не могут заниматься предпринимательской деятельностью.

Источник: https://infopedia.su/9x22c0.html

Предпринимательское право России

Предпринимательское законодательство

⇐ Понятие и виды источников предпринимательского права

Предпринимательское законодательство образует систему нормативных правовых актов различной юридической силы. В отличие от гражданского законодательства, в состав которого входят Гражданский кодекс РФ и федеральные законы (п. 2 ст. 3 ГК), предпринимательское законодательство — это широкое понятие.

Оно включает прежде всего законодательные акты федерального уровня (Конституцию РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные постановления Государственной Думы и Совета Федерации; нормативные указы Президента РФ, принятые в период поэтапной конституционной реформы; не утратившие силу ранее изданные законы и нормативные постановления Съезда народных депутатов СССР, Съезда народных депутатов РСФСР (РФ), Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР и т. д.).

В состав предпринимательского законодательства также входят подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты). Названные нормативные акты образуют федеральный уровень регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности, основанный на централизации управления экономикой.

Такое положение соответствует правилу, сформулированному в п. 1 ст. 8 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Безусловно, что указанное единство можно обеспечить в первую очередь за счет единообразного применения нормативных правовых актов федерального уровня.

В системе предпринимательского законодательства заметную роль играют акты локального (внутрикорпоративного) регулирования. Последние в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Первые являются нормативными правовыми актами общеобязательного действия, вторые издаются в целях регулирования поведения конкретного индивида.

Локальные (внутрикорпоративные) нормативные правовые акты имеют ряд отличительных признаков. Во-первых, корпоративные акты издаются самим предприятием (организацией) для решения внутренних вопросов.

Предприятие (организация) осуществляет правотворческую деятельность, направленную на урегулирование внутренних отношений. Во-вторых, локальные акты — это подзаконные акты.

В иерархии правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, акты локального действия должны подчиняться актам более высокого ранга, не противоречить им. В-третьих, сфера действия локальных нормативных актов ограничена только территорией предприятия.

Локальные нормативные правовые акты, регулирующие внутрифирменные (корпоративные) отношения, можно классифицировать: по предмету регулирования; субъектному составу (кругу лиц); характеру содержащихся предписаний; в форме, в которую облечен акт.

Системность законодательства во многом обеспечивается путем издания кодифицированных актов в различных сферах. Каждая самостоятельная отрасль права стремится иметь свой кодифицированный акт. Существуют разные виды кодифицированных актов (основы, кодексы, уставы, положения). Роль подобного акта выполняет, в частности, Гражданский кодекс.

Правда, не всегда наличие кодифицированного акта — показатель самостоятельности той или иной отрасли права (например, Градостроительный кодекс не свидетельствует о существовании градостроительного права). Не бесспорно утверждение о самостоятельности налогового права, бюджетного права в свете кодифицированных актов.

На наш взгляд, издание коммерческого, предпринимательского или хозяйственного кодекса в России пока нецелесообразно. Дуализм правового регулирования национальной экономики приведет к серьезной проблеме разграничения сферы действия гражданского и торгового (предпринимательского и др.

) права.

К такому же выводу можно прийти, анализируя нормы (правила) проектов хозяйственного (предпринимательского) кодекса, Основ хозяйственного законодательства, разработанных учеными — представителями концепции хозяйственного права России, а также действующего Хозяйственного кодекса Украины.

Тем не менее, в обозримом будущем мы допускаем издание Предпринимательского кодекса, который призван комплексно регулировать отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности.

Указанные отношения неоднородны и состоят из административных, гражданских, финансовых и других общественных связей, В Предпринимательском кодексе должны получить закрепление публично- и частноправовые начала регулирования отношений в области предпринимательства.

Предпринимательский кодекс не должен повторять модель торговых кодексов Запада, Последние представляют собой кодифицированные акты торгового права как составной части права гражданского.

Но прежде чем говорить о целесообразности или нецелесообразности разработки и принятия Предпринимательского кодекса РФ, надо разобраться в том огромном нормативном массиве, который именуется «предпринимательское законодательство».

Иными словами, необходимо провести инвентаризацию законодательства в сфере предпринимательской деятельности, в ходе которой следует, с одной стороны, систематизировать нормативные акты, с другой — выявить слабые звенья (например, дублирование, противоречия, отсутствие регуляторов).

По масштабам — это очень большая и трудная работа. Она не под силу одному или нескольким разрозненным научным коллективам.

Основные направления совершенствования предпринимательского законодательства:

1. Издание прежде всего кодификационных актов, содержащих предписания комплексного характера.

Причем такие акты надо разрабатывать на уровне подотраслей права и правовых институтов, В качестве примера можно привести Банковский кодекс, Страховой кодекс.

Кодекс о банкротстве, издание которых необходимо в обозримом будущем, В отличие от традиционных кодексов они охватывают не отрасли права, а подотрасли (правовые институты), регулирующие какую-либо сферу предпринимательской деятельности,

2. По схеме «Кодифицированный (отраслевой или комплексный) акт — специальный закон». Например, основные положения о субъектах предпринимательской деятельности содержатся в Гражданском кодексе РФ, а особенности — в законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах» и т. д.

3. Формирование и развитие законодательства, посвященного государственному регулированию отношений в сфере предпринимательской деятельности. В связи с этим необходимо:

  • коренным образом пересмотреть антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности с учетом перехода российской экономики на рыночные отношения;
  • издать закон «О ценных бумагах», поскольку Закон о рынке ценных бумаг в значительной мере посвящен статусу профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • в сфере правового регулирования инвестиционной деятельности принять Инвестиционного кодекс;
  • внести существенные коррективы в процесс приватизации и действующее законодательство;
  • принять закон об управлении федеральной государственной собственностью, а также закон о национализации и деприватизации;
  • дальнейшее совершенствование законодательства о техническом регулировании;
  • принять общий систематизирующий закон о ценах и ценообразовании;

4. Продолжить совершенствование законодательства об отдельных видах предпринимательских договоров по схеме «Кодифицированный акт — специальный закон». В качестве примера можно сослаться на федеральные законы «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О лизинге».

Источник: https://isfic.info/kommers/pred11.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.