Порядок создания субъектов предпринимательской деятельности

Тема 3. Создание и прекращение субъектов предпринимательского права

Порядок создания субъектов предпринимательской деятельности

Тема 3. Создание и прекращение субъектов предпринимательского права

1. Создание субъектов предпринимательского права: учреждение

Создание субъекта предпринимательского правапредставляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

Традиционно выделяют четыреспособа создания субъектов предпринимательского права.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления).

Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.

2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

3.

Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в некоторых случаях необходимо получить разрешение антимонопольного органа).

Правовые основы государственной регистрации юридических лиц

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц урегулированы ГК РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нормами специального законодательства (об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственном кооперативе и др.).

Государственная регистрация – заключительный этап создания коммерческой организации. Она имеет правоустанавливающее значение.

Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законодательством (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Целями государственной регистрации субъектов предпринимательства являются:

осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;

проведение налогообложения;

получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер государственного регулирования экономики;

предоставление всем участникам гражданского оборота, государственным органам, органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности и т. д.

Процедура государственной регистрации юридических лиц включает в себя перечисленные ниже этапы.

1. Представление документов в регистрирующий орган. В качестве регистрирующего органа Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» определены налоговые органы РФ.

Для регистрации создаваемой организации необходимо представить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц ответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

5) документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных законом. Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно или почтовым отправлением.

Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

2. Проведение правовой экспертизы документов осуществляет регистрирующий орган в целях установления соответствия документов требований законодательства как по форме, так и по содержанию.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

По итогам экспертизы государственный служащий ФНС РФ составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным требованиям.

3.

Принятие решения о государственной регистрации юридического лица является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

4. Выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) в иных случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ).

Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного для государственной регистрации (5 рабочих дней) и должно содержать основания отказа.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения и может быть обжаловано в судебном порядке.

Банкротство субъектов предпринимательской деятельности

Тема 3. Создание и прекращение субъектов предпринимательского права

1. Создание субъектов предпринимательского права: учреждение

Создание субъекта предпринимательского правапредставляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

Традиционно выделяют четыреспособа создания субъектов предпринимательского права.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления).

Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.

2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

3.

Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в некоторых случаях необходимо получить разрешение антимонопольного органа).

Источник: https://infopedia.su/3x95ca.html

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности в 2021 году

Порядок создания субъектов предпринимательской деятельности

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности возложена на орган исполнительной власти РФ. Этим органом является налоговая служба, а регистрацию проводят ее территориальные подразделения.

К субъектам предпринимательской деятельности относятся юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Порядок государственной регистрации

Регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней, начиная со дня, когда отданы документы в инспекцию.

Оформление регистрации юр. лица можно осуществить в той инспекции, где располагается исполнительный орган лица. У юридических лиц этот орган разный (например, общее собрание участников, директор) и определен соответствующим законом.

Место расположения этого органа указывается создателями лица (учредителями, участниками, товарищами) в заявлении для регистрации, уставе.

Когда нет постоянного действующего органа, выполняющего исполнительские функции, регистрация юридического лица возможна по месту нахождения другого органа или лица, обладающего правом хозяйствовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация частного предпринимателя возможна только по месту регистрации указанной в паспорте гражданина.

Начиная с 9 января прошлого года открылся интернет-сервис, посредством которого можно направить заявление на оформление в качестве бизнесмена. Все документы сканируются и направляются с помощью указанного ресурса в налоговую инспекцию. Присутствие в инспекции будет необходимо только чтобы забрать готовый лист записи ЕГРИП.

Государственная пошлина

Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности содержит обязательное требование, независимо от вида субъекта – это оплата сбора. За регистрацию любого субъекта предпринимательской деятельности обязательно нужно оплатить государственную пошлину.

Начиная с 2010 года изменилась сумма госпошлины. Для юридических лиц сумма сбора составляет четыре тысячи рублей, а для предпринимателей – 800 рублей. Оплату возможно произвести в банке, терминале, или иным доступным способом. Реквизиты для оплаты опубликованы на сайте ФНС.

Также правильные реквизиты можно узнать непосредственно обратившись в территориальный отдел ГНИ.

Государственные реестры

Любая регистрация заканчивается внесением субъекта в реестр. В дальнейшем все изменения связанные с деятельностью юридического лица или частного предпринимателя обязательно будут отражаться в этих реестрах.

Существуют два вида реестров – это ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) и ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей). Данные указанных реестров общедоступны, за некоторыми исключениями (например, персональные данные: данные паспорта, телефон).

Документы для государственной регистрации юридического лица

Государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации. Для оформления создания юр. лица, вам потребуется предоставить документы:

  1. Оформленное заявление. Подписывается заявителем. Нотариальное заверение нужно, если в налоговый орган будет обращаться иное лицо.
  2. Решение о создании лица. Этим документом может являться протокол собрания, решение единственного участника о создании.
  3. Оплаченная квитанция (четыре тысячи рублей).
  4. Договор аренды или же гарантийное письмо. Из представленного документа должно быть понятно место, где будет расположен исполнительный орган юр. лица.
  5. Учредительные документы. В большинстве случаев это устав. Лучше представить несколько копий и одновременно запросить выдать заверенную копию устава. Тогда, после окончания регистрации у вас будет новенький устав с отметкой ГНИ.

Все представленные заявления, иные документы должны быть написаны на компьютере (машинописный текст) или написаны собственноручно печатными буквами.

Государственная регистрация субъектов предпринимательства осуществляется в течении пяти дней, а датой подачи документов считается день, когда они получены инспекцией.

Осуществляя регистрации юр. лица заявителями могут выступать:

  1. руководитель постоянно действующего исполнительного органа или кто-то другой, кто может без доверенности действовать от имени юридического лица (обычно директор, генеральный директор);
  2. учредитель (учредители), когда лицо только создается;
  3. конкурсный (арбитражный) управляющий при банкротстве или ликвидатор;
  4. другое лицо, имеющее специальные полномочия.

Регистрация частного предпринимателя

Регистрация субъекта предпринимательской деятельности – частного предпринимателя, проходит гораздо проще, чем для юридических лиц. Отличие, например, в списке документов, который значительно короче.

Итак, для создания ИП потребуется следующее.

Заявление о регистрации

Заявление легко найти можно на сайте налоговиков. Оформление бланка возможно как на компьютере, так и от руки (печатными заглавными буквами). Всего необходимо заполнить две страницы и два листа: А, Б. Подробные образцы легко найти в интернете. Кроме того, образец заполнения всегда висит на стенде в ФНС.

Оплаченная квитанция за регистрацию ИП

Обязательным документом для оформления является оплаченная квитанция. Реквизиты для уплаты госпошлины можно уточнить непосредственно обратившись в налоговую, и на сайте федеральной налоговой службы.

Заявление о переходе на УСН (упрощенную систему налогообложения) по форме № 26.2-1

Это заявление заполняется в случае необходимости. Образец заявления можно получить вместе с бланком на регистрацию себя как бизнесмена или скачать в сети. Выбор системы налогообложения – индивидуальное решение.

Заметьте, когда заявление не подано в установленные сроки (тридцать дней после регистрации), индивидуальному предпринимателю придется вести бухгалтерию по общей системе.

Дальнейшее же изменение налогового режима затруднительно, и можно осуществить однажды в год и в строго определенное время.

Копия паспорта

Паспорт гражданина РФ необходимо откопировать полностью. Требования налоговых здесь разнятся, некоторые просят копии страниц с записями, а кто-то все страницы.

Если документы вы решили подать через представителя или направить почтой, то копию паспорта вы обязаны заверить у нотариуса.

Перечень нужных документов для оформления статуса бизнесмена может быть дополнен нотариальным оформлением доверенности, в случае подачи пакета документов в инспекцию через представителя.

Важно, что начиная с 2011 года, пропала обязанность заверять заявление у нотариуса. Указанное нововведение значительно облегчило задачу будущим бизнесменам, так как теперь не нужно стоять в очереди к нотариусу, не нужно оплачивать услуги нотариуса, да и время экономиться больше.

Подтверждение пройденной регистрации

После оформления субъектов предпринимательской деятельности в реестры вносятся соответствующие записи.

Ранее любое действие по регистрации сопровождалось выдачей свидетельства о произведенном действии. Например, создание юр.

лица, внесение изменения в учредительные документы, реорганизация, ликвидация, получение лицензии, изменение место жительства бизнесмена, изменение паспортных данных, любое другое изменение сопровождалось выдачей соответствующего свидетельства.

С 4 июля 2013 года налоговая инспекция выдает свидетельство лишь при создании лиц (вновь или путем слияния, выделения, присоединения), и при получении физическим лицом статуса частного предпринимателя.

Согласно приказу ФНС России от 12 сентября 2016 года № ММВ-7-14/481@, свидетельства о госрегистрации отменены. ИП, зарегистрированные с 1 января 2017 года, получают лист записи ЕГРИП о дате внесения записи об ИП в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Подводя итоги, следует заметить, перед самостоятельным оформлением субъекта предпринимательской деятельности, желательно изучить или хотя бы ознакомиться с законодательными актами, регламентирующими их создание. К основным относятся: Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, № 129-фз, другие законы и подзаконные акты.

Источник: https://vseproip.com/otkrytie-i-zakrytie-ip/registraciya-ip/gosudarstvennaya-registraciya-subektov-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательской деятельности

Порядок создания субъектов предпринимательской деятельности

Под созданием субъектов предпринимательского права понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание правового статуса лицам, желающим осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность, организациям и договорным образованиям.

Для индивидуального предпринимателя основными этапами в достижении приобретения необходимого статуса будут являться принятие соответствующего решения и государственная регистрация.

Этапами создания юридического лица – субъекта предпринимательской деятельности будут являться: выбор организационно-правовой формы, выработка и утверждение учредительных документов и, наконец, государственная регистрация.

Выбор организационно-правовой формы будущего юридического лица является крайне ответственным шагом. В этой связи остановимся на ключевых признаках каждой из организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц.

1. Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринима­тельской деятельностью от имени товарищества и солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Конструкция полного товарищества в практике российского бизнеса почти не встречается. Она непопулярна среди коммерсантов, т.к. не устанавливает пределов их ответственности по долгам товарищества.

2.

Коммандитное товарищество (товарищество на вере) – товарищество, в котором наряду с полными товарищами – участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринима­тельскую деятельность, и при недостаточности имущества товарищества, солидарно отвечающими по его обязательствам всем своим имуществом, имеется один или несколько участников (вкладчиков, или коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

По тем же причинам, что и полные товарищества, товарищества на вере не получили широкого распространения в России, хотя эта форма вполне могла бы использоваться при создании совместных предприятий с иностранным участием.

3. Общество с ограниченной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами коммерческое юридическое лицо, уставный капитал которого разделен на доли. Их размеры определены в учредительных документах.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В то же время количество участников на общем собрании определяется по принципу “один участник – один голос”, если иное не было установлено учредительными документами.

По сравнению с товариществами общество с ограниченной ответственностью имеет целый ряд преимуществ.

Во-первых, в его деятельности могут участвовать от одного до пятидесяти физических или юридических лиц, причем как коммерческих, так и некоммерческих.

С разрешения собственника членами ООО могут быть даже государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения.

Вместе с тем государственные органы и органы местного самоуправления могут принимать участие в деятельности общества лишь в случаях, предусмотренных законом, а общество, состоящее из одного участника, вообще не вправе создавать другое хозяйственное общество.

Во-вторых, конструкция ООО весьма привлекательна для предпринимателей как раз отсутствием ответственности участников по долгам общества.

В-третьих, она удобна тем, что обществу с ограниченной ответственностью хотя и запрещено выпускать акции, но разрешено выпускать облигации для привлечения дополнительных средств.

4. Общество с дополнительной ответственностью. Их участники солидарно несут субсидиар­ную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами самого общества.

5. Акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на равные доли, каждая из которых представлена ценной бумагой – акцией.

Размер прав акционера (дивиденды, количество на общем собрании и величина ликвидационной квоты) определяется строго пропорционально числу акций. Одна обыкновенная именная акция дает право одного голоса. По общему правилу привилегированные акции не дают права голоса, но размер дивиденда по ним фиксированный и обычно он больше, чем по обыкновенным акциям.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым. В открытом акционерном обществе (ОАО) допускается открытая подписка на акции и свободная продажа их любым третьим лицам.

В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции не могут продаваться третьим лицам без согласия остальных акционеров.

Число акционеров ЗАО не должно превышать 50, в противном случае оно преобразуется в ОАО либо подлежит ликвидации в судебном порядке.

В отличие от товариществ, обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ, уставный капитал которых не может быть меньше величины, равной 100 минимальным размерам оплаты труда, уставный капитал открытого акционерного общества должен быть не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации ОАО.

6. Производственный кооператив – это коммерческое юридическое лицо, созданное не менее чем пятью юридическими или физическими лицами путем добровольного объединения своего имущества и усилий для совместной производственной деятельности с целью извлечения прибыли и распределения ее между членами кооператива.

В отличие от участников обществ и товариществ, члены кооператива обязаны не только внести паевой взнос, но и принимать личное трудовое участие в его деятельности (работать в кооперативе).

Обычно недостатком кооперативной формы считают то, что члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам.

7. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, особенность которых состоит в их специальной правоспособности. Они не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности.

Законодательством установлены виды деятельности, которые могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия (производство оружия, наркотических веществ, переработка драгоценных металлов).

Таким образом, каждая из названных организационно-правовых форм коммерческой деятельности имеет свои достоинства и недостатки. Мы отметили некоторые моменты, на которые следует обратить внимание при выборе наиболее оптимальной конструкции.

Источник: https://3ys.ru/vvedenie-v-predprinimatelskoe-pravo-sub-ekty-predprinimatelskoj-deyatelnosti/poryadok-i-osnovnye-etapy-sozdaniya-sub-ektov-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

Предпринимательское право России

Порядок создания субъектов предпринимательской деятельности

Создание субъектов предпринимательства представляет собой процесс, состоящий из ряда стадий, на каждой из которых совершаются действия как правового характера, так и фактические. В литературе процесс создания юридического лица называют юридическим составом, системой взаимосвязанных организационных отношений.

На первой стадии формируется состав учредителей, предварительно согласовываются организационно-правовая форма организации, структура ее органов, состав и стоимость вносимого в уставный капитал имущества, а также распределение долей между учредителями, разрабатывается проект учредительных документов. При формировании состава участников необходимо учитывать установленные законодательством ограничения по составу участников и их количеству.

Так, число учредителей обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ не должно превышать 50 (п. 3 ст. 7 Закона об АО, п. 3 ст.

7 Закона об ООО), причем государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями хозяйственных обществ, за исключением предусмотренных законом случаев (п. 4 ст. 66 ГК, аналогичная норма имеется в вышеуказанных законах).

Число членов производственного кооператива не может быть менее пяти (ст. 4 Закона о производственных кооперативах).

Учредителем унитарного предприятия может быть только одно соответствующее публично-правовое образование. Существуют и некоторые другие ограничения, которые необходимо учитывать. Например, в соответствии с п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 98 ГК учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

В отношении вопроса о вносимом в уставный капитал имуществе учредителям следует определиться с составом имущества, оценкой вкладов, размером уставного капитала, со сроками внесения имущества. Подробнее вопрос о формировании уставного капитала рассмотрен в соответствующих параграфах главы 3 настоящего учебника.

https://www.youtube.com/watch?v=Dj0h4WT7AS8

Как правило, на первой стадии создания юридического лица кем-либо из учредителей разрабатывается проект учредительных документов для последующего официального утверждения на учредительном собрании.

Состав учредительных документов зависит от организационно-правовой формы: для общества с ограниченной ответственностью учредительными документами являются устав и учредительный договор; для унитарного предприятия, акционерного общества и производственного кооператива — устав; товарищества действуют на основании учредительного договора. Перечень учредительных документов, предусмотренных в Гражданском кодексе РФ и федеральных законах, носит исчерпывающий характер.

Требования, предъявляемые учредительных документов, определены Гражданским кодексом и законами об отдельных видах юридических лиц.

В уставах любых коммерческих организаций независимо от организационно-правовой формы должны содержаться сведения о фирменном наименовании, месте нахождения организации, структуре и компетенции органов управления, а также порядке принятия ими решений,

В уставе общества с ограниченной ответственностью дополнительно должны содержаться сведения о величине уставного капитала, размере и номинальной стоимости доли каждого участника, их правах и обязанностях, порядке выхода из общества, перехода доли участника к другому лицу и некоторые другие (п. 2 ст. 12 Закона об ООО).

Устав акционерного общества должен содержать сведения о типе общества (открытое или закрытое), количестве, номинальной стоимости, категории (обыкновенные, привилегированные) акций, правах акционеров-владельцев акций каждой категории и некоторые другие сведения.

В уставе унитарного предприятия должны быть определены цели, предмет, виды его деятельности, поскольку из всех видов коммерческих организаций унитарные предприятия единственные, имеющие специальную (целевую) правоспособность.

Кроме того, устав унитарного предприятия должен содержать сведения об органе, осуществляющем полномочия собственника имущества предприятия, размере уставного фонда унитарного предприятия, порядке, источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли (п.

3 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях).

В уставе производственного кооператива необходимо предусмотреть положения, касающиеся характера и порядка трудового и иного участия членов кооператива в его деятельности, размера и условий субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам, оснований и порядка исключения и выхода из кооператива (ст. 5 Закона о производственных кооперативах).

В тех случаях, когда учредительным документом юридического лица является учредительный договор, законодательство определяет требования к его содержанию — п. 1 ст. 12 Закона об ООО, ст. 70, 83 ГК.

Одной из задач первого, подготовительного этапа создания субъекта предпринимательства является выбор его фирменного наименования и определение места нахождения. К сожалению, в Российской Федерации отсутствуют правила, устанавливающие поиск избираемого учредителями фирменного наименования на новизну.

В соответствии со ст. 51 ГК и нормами Закона о регистрации юридических лиц фирменное наименование включается в единый реестр юридических лиц, являющийся федеральным информационным ресурсом, что, однако, не исключает существования огромного числа юридических лиц, имеющих одинаковые фирменные наименования.

Ранее, когда регистрация осуществлялась не налоговыми органами, как сейчас, а органами местного самоуправления, последние зачастую устанавливали свои собственные критерии определения оригинальности, новизны фирменных наименований. Вероятно, данная ситуация будет разрешена в готовящемся проекте закона о фирменных наименованиях, принятие которого предусмотрено ст. 54 ГК.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в течение последних нескольких лет арбитражными судами сформирована определенная практика, позволяющая запрещать использование фирменного наименования, идентичного или схожего до степени смешения с ранее зарегистрированным другой организацией, осуществляющей деятельность на той же территории или в той же сфере предпринимательства.

Соответственно при избрании того или иного фирменного наименования следует произвести анализ рынка и убедиться в отсутствии субъекта предпринимательства с идентичным (схожим до степени смешения) фирменным наименованием. Требования фирменного наименования установлены Гражданским кодексом и в большей степени законами об отдельных видах юридических лиц.

Так, ст.

54 ГК предусматривает обязательность указания в фирменном наименовании на организационно-правовую форму организации, причем в отдельных случаях, установленных специальными законами, с использованием строго определенных терминов — «с ограниченной ответственностью» для обществ с ограниченной ответственностью», «муниципальное предприятие» — для унитарных предприятий, находящихся в собственности муниципального образования, и т. д.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется, в свою очередь, по месту нахождения его исполнительного органа.

По месту нахождения субъекта предпринимательства с ним осуществляется связь; кроме того, в отдельных случаях место исполнения гражданско-правового обязательства определяется местом нахождения организации (ст.

316 ГК).

На второй стадии создания субъекта предпринимательства проводится учредительное собрание, на повестку которого выносятся следующие вопросы: создание организации; утверждение устава и (или) заключение учредительного договора либо договора о создании; избрание единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов создаваемого юридического лица; определение лица, которому будет поручено осуществлять действия по государственной регистрации субъекта предпринимательства.

На собрании учредителей ведется протокол. Учредительное собрание не проводится, если у создаваемой организации всего один учредитель.

Источник: https://isfic.info/kommers/pred33.htm

Создание субъектов предпринимательской деятельности

Порядок создания субъектов предпринимательской деятельности

Под созданием субъекта предпринимательской деятельности понимаются совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу соответствующего правового статуса. В. В.

Тониян, определяя «создание коммерческой организации как совокупность юридически значимых действий, осуществляемых учредителями и регистрирующими органами по учреждению и государственной регистрации коммерческой организации в целях приобретения создаваемым субъектом правоспособности», выделяет такие стадии создания, как «1) учреждение коммерческой организации; 2) государственная регистрация коммерческой организации»[156].

Рассмотрим предшествующие государственной регистрации[157] этапы создания хозяйствующих субъектов (на примере коммерческих организаций) на стадии ее учреждения.

Определение состава учредителей. Законодательством предусмотрены правила, касающиеся состава и количества учредителей. Например, в соответствии со ст.

7 Закона об ООО общество может быть учреждено одним лицом, при этом общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников общества не должно быть более 50. Согласно ст.

4 Закона о производственных кооперативах число членов кооператива не может быть менее 5. В соответствии со ст. 4 Закона о партнерствах партнерство не может быть учреждено одним лицом. Число участников партнерства не должно быть более 50.

Установлены ограничения на участие отдельных категорий граждан в коммерческих организациях. Так, в силу ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[158] в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией (за исключением случаев, установленных Федеральным законом); осуществлять предпринимательскую деятельность и др.

Выбор организационно-правовой формы.

Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, когда законодательством установлены запреты (например, аудиторские организации не могут быть созданы в форме открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия) либо даны прямые указания на выбор определенной формы (например, кредитные организации, организаторы торговли образуются как хозяйственные общества, акционерные инвестиционные фонды — как открытые акционерные общества).

Выбор фирменного наименования. Согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Фирменное наименование является средством индивидуализации коммерческой организации, ему предоставляется правовая охрана (ст. 1225 ГК РФ).

Общие требования к фирменному наименованию содержатся в ст. 1473 ГК РФ, конкретизируются в иных нормах ГК РФ и в специальных законах применительно к организациям различных организационно-правовых форм и видов деятельности.

Фирменное наименование определяется в учредительных документах организации и включается в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) при ее государственной регистрации.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Род деятельности указывается в наименовании организаций, обладающих специальной (унитарные предприятия) либо исключительной (банки, аудиторские организации, инвестиционные фонды и др.) правоспособностью.

Только те организации, которые отвечают требованиям соответствующих законов, могут включать указанные выше слова в свои фирменные наименования. Например, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

№ 325-ФЗ «Об организованных торгах»[159] фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа».

По общему правилу, использование слова «биржа», производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании иными лицами не допускается.

Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках.

ГК РФ содержит перечень запретов, связанных с формированием собственно наименования юридического лица.

Так, в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств (а также слова, производные от таких наименований), органов государственной власти и местного самоуправления, международных и межправительственных организаций, общественных объединений; обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Особые правила установлены в отношении слов «Российская Федерация», «Россия» и производных от них. Так, фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно РФ и субъекту РФ.

Для других юридических лиц следует руководствоваться Правилами включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования[160]: «Под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», следует понимать в том числе слово «российский» (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово «русский» (и производные от него)» (п. 58.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[161], далее — Постановление Пленума № 5/29).

Статья 1474 ГК РФ содержит запрет на использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

При применении данной нормы судам необходимо учитывать: защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в Реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.

Судам следует иметь в виду, что в силу п. 4 ст.

1474 ГК РФ требование прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки может заявить только правообладатель.

Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц на основании п. 5 ст. 1473 Кодекса, предоставлено право предъявить в суд только иск о понуждении к изменению фирменного наименования и только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям п. 3 или 4 этой статьи (п. 59, 60 Постановления Пленума № 5/29).

Отдельными законами предусмотрены запреты на использование тождественных фирменных наименований уже на стадии создания организации. Например, согласно ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г.

№ 395-1 «О банках и банковской деятельности» Банк России при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций.

Исключительное право на фирменное наименование[162] возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Определение места нахождения организации. В учредительных документах организации указывается ее место нахождения. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В качестве места нахождения должен быть указан конкретный адрес.

Место нахождения юридического лица является одним из элементов его индивидуализации.

«Место нахождения юридического лица имеет значение для определения правоспособности юридического лица, места исполнения обязательств, места заключения договора, права, подлежащего применению к внешнеэкономическим сделкам, подсудности споров, по которым оно выступает в качестве ответчика, для решения вопросов, связанных с уплатой налогов и сборов»[163].

По общему правилу по месту нахождения хозяйственных обществ проводятся их общие собрания. «Реальная и необременительная возможность участия участников общества в общем собрании обеспечивается его проведением в населенном пункте, являющемся местом нахождения общества.

Проведение же общего собрания участников в населенных пунктах, расположенных вне места нахождения общества, если при этом создаются затруднения для участия в собрании (например, из-за труднодоступности места, неоправданных расходов для участников), должно расцениваться как существенное нарушение порядка созыва собрания» (постановление Президиума ВАС РФ от 22 февраля 2011 г. № 13456/10).

Указание в заявлении о государственной регистрации недостоверной информации о местонахождении юридического лица влечет отказ в государственной регистрации[164]. К примеру, не найдя оснований к переоценке выводов судебных инстанций, Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 26 февраля 2009 г.

№ 1690/09 указал: «В результате исследования представленных доказательств судом установлено, что по адресу, указанному в заявлении, исполнительные и иные органы ООО не находятся. Документов, подтверждающих наличие права пользования указанным помещением, не представлено.

Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что Красненко П. Ю. не выполнил требования ст.

12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» о предоставлении всех необходимых для государственной регистрации документов, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица»[165].

Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда.

Действующим законодательством предусмотрено формирование при создании коммерческих организаций «стартового» капитала: уставного капитала в хозяйственных обществах и складочного капитала в хозяйственных товариществах и хозяйственных партнерствах; паевого фонда в производственных кооперативах и уставного фонда в унитарных предприятиях, действующих на праве хозяйственного ведения[166].

Оформление учредительных и иных документов. В качестве учредительных документов выступает устав (для производственного кооператива, унитарного предприятия, хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств) либо учредительный договор (для хозяйственных товариществ). Согласно ст.

52 ГК РФ, в учредительных документах должны определяться наименование юридического лица, его место нахождения, порядок управления деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для организаций соответствующего вида (например, ст. 12 Закона об ООО, ст. 11 Закона об АО, ст.

9 Закона о партнерствах).

В учредительных документах унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях — и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

Отметим также, что в хозяйственных обществах учредители заключают в письменной форме договор об учреждении общества, который не является учредительным документом. Так, согласно п. 5 ст.

11 Закона об ООО договор об учреждении общества определяет порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества.

При учреждении хозяйственных партнерств учредители заключают соглашение об управлении партнерством, содержание которого раскрывается в ст. 6 Закона о партнерствах. Соглашение об управлении партнерством также не является его учредительным документом.

Оформление решения об учреждении организации. Такое решение принимается в порядке, определенном законодательством для различных видов организаций. Например, согласно ст.

11 Закона об ООО решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества одним лицом решение об его учреждении принимается этим лицом единолично.

В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты ания учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с Законом об ООО.

Отметим также, что законодательством о коммерческих организациях предусмотрено наличие у них печати. Так, в силу п. 5 ст. 2 Закона об ООО общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества.

Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов РФ и (или) иностранном языке. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Аналогичные положения содержатся в ст.

2 Закона об АО, ст. 2 Закона об унитарных предприятиях.

Кроме того, субъекты предпринимательской деятельности вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Порядок открытия и закрытия банковских счетов определен Инструкцией ЦБР от 14 сентября 2006 г. № 28-И.

Источник: https://lektsii.org/9-65042.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.