Понятие публичный сервитут

Содержание

О публичном сервитуте, описании его границ и порядке установления

Понятие публичный сервитут

Публичный сервитут – ограничение прав, которое накладывается на один или несколько земельных участков в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без их изъятия.

Для чего устанавливается публичный сервитут?

В соответствии со ст. 23 ЗК РФ исполнительный орган власти или местного самоуправления может принимать решение об установлении в определенных границах публичного сервитута в целях:

1) обеспечения проезда через земельный участок, в том числе для свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования или береговой полосе;

2) размещения на участке межевых знаков, геодезических пунктов, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;

7) использования участка для рыболовства, охоты, рыбоводства;

8) размещения линейных объектов (электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и их частей, если такие объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации снабжения ресурсами населения);

9) складирования строительных и иных материалов, размещения временных вспомогательных сооружений;

10) размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях и устройства их пересечений между собой;

11) проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Публичный сервитут может устанавливаться в отношении отдельного земельного участка, нескольких земельных участков или земель.

При этом установление сервитута на отдельном земельном участке или нескольких земельных участках свойственно для целей, обозначенных в перечисленных выше 1-7 пунктах.

В такой ситуации на конкретных земельных участках создаются части под обременение, обозначающие границы действия публичного сервитута.

Для целей, указанных в п.

8-11, связанных с размещением протяженных линейных объектов установить сервитут, обозначив пределы его действия на каждом отдельном участке весьма проблематично и неэффективно, поскольку линейные объекты проходят и по ранее учтенным земельным участкам, не имеющим по сведениям ЕГРН установленных границ, и в принципе по неразграниченным землям, из которых в дальнейшем могут формироваться новые земельные участки.

Таким образом, при установлении публичного сервитута необходимо описывать его границы полностью, для того чтобы пределы его действия в полном объеме в конечном счете были отражены в ЕГРН.

Как границы публичных сервитутов попадают в ЕГРН?

В соответствии с ч. 17 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации (исключение – установление сервитута в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок до 3 лет).

В случае если сервитут частный, устанавливаемый по соглашению двух сторон, то с заявлением о регистрации обременения в соответствии с ФЗ-218 обращается лицо, в пользу которого ограничивается право частной собственности, или лицо, право которого ограничивается. Это случай весьма простой и не требует детального рассмотрения.

Если сервитут публичный, то с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте должен обратиться уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

Не так давно в нашу техническую поддержку поступил вопрос от пользователя сервиса «ТехноКад-Муниципалитет», связанный с формированием пакета документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений об устанавливаемом публичном сервитуте, проходящем по множеству отдельных стоящих на кадастровом учете участков, а также по неразграниченным землям.

Случай касался установления публичного сервитута в целях размещения линейного объекта.

У пользователя уже было сформировано целое множество пакетов документов, подготовленных сторонней организацией, для внесения в ЕГРН сведений о зоне публичного сервитута, но относительно границ каждого участка в отдельности.

Иными словами, в этих документах был описан не полный обобщенный контур, ограничивающий пределы действия устанавливаемого публичного сервитута, как это должно быть при создании зоны публичного сервитута под протяженным объектом, пересекающим на своем пути как некоторые участки, так и неразграниченные земли, а только лишь границы пересечений между зоной публичного сервитута и теми земельными участками, что уже сформированы и стоят на кадастровом учете (см. поясняющие рис. 1 – 3).

На наш взгляд, такое описание не соответствует ни текущим требованиям законодательства, ни требованиям управленца, поскольку при таком установлении границ публичного сервитута в целях размещения линейного объекта орган местного самоуправления в конечном счете не будет знать, где именно кроме этих участков проходит данный сервитут.

Не нужно забывать, что помимо того, что из неразграниченных земель могут образовываться новые объекты недвижимости, которые будут изначально обременены данным сервитутом, на местности будет существовать большое количество участков, сведения о которых есть в ЕГРН, но в отношении которых в реестре нет данных о местоположении границ в координатах.

Таким образом, при фрагментарном внесении в ЕГРН границ публичного сервитута орган местного самоуправления не сможет увидеть целой картины и использовать эту информацию для управления земельными ресурсами. Публичный сервитут в отношении линейных объектов должен представлять собой в ЕГРН некоторую зону.

И если в пределах этой зоны будут образовываться новые объекты недвижимости, то в местах пересечения таких участков с зонами автоматически учетной системой ведения ЕГРН будут создаваться части под обременения.

Итак, давайте рассмотрим подробнее, как в настоящее время муниципалитет должен принимать решение об установлении подобного публичного сервитута.

Кратко напомним общий порядок действий:

1. Орган местного самоуправления получает от заинтересованного лица (организации или субъекта, обеспечивающего размещение и эксплуатацию объектов связи, электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и транспорта) ходатайство об установлении публичного сервитута.

В состав пакета документов, которые получает орган местного самоуправления от заинтересованного лица помимо документов, подтверждающих различные права и полномочия заявителя, входят и подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

2.

Орган местного самоуправления проводит проверку документов и если нет никаких оснований для их возврата, то в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях всех земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а также при необходимости обеспечивает выявление правообладателей земельных участков. В этот же срок орган местного самоуправления обеспечивает извещение правообладателей земельных участков.

3. В течение 20-45 дней после получения ходатайства, но не менее чем через 30 дней после опубликования сообщения о планируемом установлении публичного сервитута, орган местного самоуправления принимает решение об установлении или отказе в установлении публичного сервитута.

При этом орган местного самоуправления по согласованию с правообладателями участков, в отношении которых планируется установление сервитута, и лицом, подавшим ходатайство, может утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем тот, что был предложен вместе с ходатайством.

4.

В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута уполномоченный орган обязан опубликовать это решение и направить его копию в орган регистрации прав, а также правообладателям участков, попадающих в зону публичного сервитута, и непосредственно обладателю публичного сервитута. Вместе с копией решения в орган регистрации прав предоставляется описание границ публичного сервитута, которое готовится в соответствии с разъяснениями из Письма Минэкономразвития РФ № ОГ-Д23-622 по xml-схеме TerritoryToGKN_v01.

5. Публичный сервитут считается установленным с момента внесения сведений о нем в ЕГРН.

Таким образом, технически описание границ публичного сервитута выполняется аналогично тому, как описываются границы зон с особыми условиями использования территории.

Если вы являетесь кадастровым инженером, занимающимся выполнением работ по подготовке текстового и графического описания границ публичного сервитута, то ознакомиться с порядком подготовки пакета документов для последующей передачи в орган местного самоуправления можно, посмотрев запись нашего вебинара:

Если вы являетесь сотрудником органа власти или местного самоуправления, перед которым стоит задача по установлению публичного сервитута, то с помощью сервиса «ТехноКад-Муниципалитет» вы сможете:

1) проверить xml-документ с описанием границ публичного сервитута, полученный от лица, обратившегося с ходатайством, загрузив его в заявку:

2) самостоятельно подготовить необходимый документ с описанием границ публичного сервитута, а затем создать соответствующее этому документу заявление о внесении сведений в ЕГРН в соответствии с xml-схемой ZoneToGKN:

3) проверить на карте муниципального образования границы публичного сервитута и определить перечень земельных участков, на которые он будет распространяться (смотреть короткое обучающее видео):

4) запросить на подготовленный перечень участков сведения о правообладателях, создав единый запрос на получение из ЕГРН выписок об объектах недвижимости:

Напоминаем, что этот функционал может использоваться и при описании других зон и границ, сведения о которых предоставляются в Росреестр с заявлением от имени органа местного самоуправления.

В случае необходимости расчета платы за установление публичного сервитута, советуем специалистам руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 04.06.

2019 №321 “Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам”. Полный текст документа читайте по ссылке.
__________________

Подписывайтесь на каналКадастр + РегистрацияOnline, чтобы быть в курсе новейших технологических решенийв сфере кадастрового учета и регистрации прав, а также важнейших изменений нормативно-правовых актов! Ждем Вас!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c581b7586e4a700adce8297/o-publichnom-servitute-opisanii-ego-granic-i-poriadke-ustanovleniia-5d31950d8da1ce00aee5a966

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Понятие публичный сервитут

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • использования земельного участка;
  • прохода или проезда через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;
  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;
  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;
  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;
  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;
  • сроки;
  • другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;
  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;
  • заявление на выполнение регистрации;
  • паспорт лица, подающего данное заявление;
  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;
  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;
  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;
  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Сервитут: подробности для бухгалтера

  • Справедливая стоимость нефинансовых активов … пользования чужими земельными участками (сервитутами)*)
    Получение в безвозмездное пользование … ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться по соглашению между … могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут подлежит регистрации в порядке, … на недвижимое имущество. Стоимость сервитута определяется установленной соглашением между сторонами … или судом платы за пользование сервитутом, но в пределах кадастровой … этом плата за пользование сервитутом относится на текущие затраты учреждения …
  • Доходы и расходы по налогу на прибыль в казенном учреждении … пользования чужими земельными участками (сервитут) (ст. 5 ЗК РФ … ).
    Собственник участка, обремененного сервитутом, может, если иное не … в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование … год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец;
    государственному … учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия … предоставлению ограниченного права пользования (сервитута) освобождается от обложения налогом …
  • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России … участком по соглашениям об установлении сервитута указанной статьей 155 НК РФ … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) облагается налогом на добавленную стоимость … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2020 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута, публичного сервитута) относится к видам имущественных …
  • Трудности признания имущества недвижимым … предоставления земельных участков и установления сервитутов
    [1] , использование земель и земельных … участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за январь 2020 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) государственному казенному учреждению НДС стоит …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2019 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута, публичного сервитута) указанной статьей 155 НК …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2019 … при оказании услуг по предоставлению сервитута доходы от реализации данной услуги … права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) физическому или юридическому лицу право …
  • Налог на прибыль в 2018 году: разъяснения Минфина России … организациями по соглашениям об установлении сервитута, в статье 251 НК РФ … предприятиями по соглашениям об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2018 года … участком по соглашениям об установлении сервитута указанной статьей 155 НК РФ … организациями по соглашениям об установлении сервитута, в статье 251 НК РФ …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за июль 2018 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ … предприятиями по соглашениям об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2020 … органа, уполномоченного на установление публичного сервитута.
    Письмо от 3 декабря 2020 …
  • Запрещенные при УСНО расходы: мнения чиновников и судей … право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) (Письмо Минфина России от 22 …
  • ТОП-10 разъяснений Минфина по НДС в 2019 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 …
  • Организация на земельном участке бюджетного учреждения платной деятельности … ситуация
    – заключение соглашения об установлении сервитута, то есть о пользовании земельным …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/servitut.html

Что такое публичный сервитут на землю

Понятие публичный сервитут

Понятие «сервитут» зародилось еще во времена Древнего Рима. Отношения, касающиеся земельной и иной собственности, которые применялись в те времена, послужили основой многих наших законов.

За прошедшие столетия многое изменилось, но базовое значение и применение сервитута остались во многом схожими с теми, что применялись в древнеримском праве.

Итак, этот термин обозначает, что земельными участками смогут пользоваться не собственники, а третьи лица и это право передаётся на временной основе.

Общие понятия

Многие граждане, не знают, как применяется публичный сервитут на земельный участок: что это такое. Итак, это понятие подразумевает передачу права использования земли местными органами.

Важно учесть, что этот термин обозначает лишь то, что будут переданы права на использование участка.

Лица, которые будут использовать выделенную землю не смогут её продать или обменять, так как фактически в документах они не будут числиться в качестве собственников.

Передача прав на использование участка может быть необходима в следующих случаях:

  • земельный участок нужен для государственных нужд. Если мы будем рассматривать такое понятие как частный сервитут и сравнивать с публичным, то заметим явные отличия. В первом случае будут удовлетворены нужды небольшой группы людей, во втором же это большие масштабы и чаще всего муниципального уровня.
  • передача прав на участок оформляется в строгом соответствие с законом. В зависимости от масштаба: муниципальный или федеральный и применяются соответствующие законодательные положения. В оформляемых документах должна быть четко обозначена вся информация: границы участка, срок на который будет применяться право использования, срок окончания. Важным пунктом, который должен быть указан является и цель использования надела.
  • решение о том, можно ли определенный участок передать во временное использование другим лицам, принимается исключительно только после рассмотрения всех нюансов и законодательных актов публичными органами.

Слушания также должны осуществляться в строгом соответствие с законом и должны соблюдаться все предписанные этапы. Далее собирается комиссия и определяется итоговое решение.


Виды публичного сервитута

Передача прав на земельный участок в государственных целях может быть двух видов:

  • Бессрочные ограничения. При передаче прав не указывается точный срок, когда права будут прекращены и надел необходимо будет вернуть. Прекращение прав возможно в тех случаях, когда в них отпадет необходимость или по решению суда;
  • Пользование землей определенный период времени. При обременении указываются точные даты и по истечению срока, земля вновь переходит к собственнику, при том этот процесс проходит в автоматическом режиме без необходимости дополнительного обращения в муниципальные органы или суд.

Такой метод обеспечения интересов государства может сочетать в себе ряд характеристик:

  • может быть временным или бессрочным;
  • регулируется ГК РФ;
  • служит в качестве одного из ограничения на использование земли.

Процесс установления государственного ограничения действует на Федеральном уровне и регламентирован ФЗ. Для того, чтобы рассмотреть процедуру наложения государственного ограничения, снятия и другие нюансы, стоит руководствоваться Земельным и Гражданским Кодексом.

Законодательство должно учитывать интересы собственника, а значит он не должен нести какие -либо убытки при наложении ограничений, а также предпринимаемые действия не должно мешать ему распоряжаться наделом. В случае, если убытки все же были зафиксированы, то в этом случае государство должно в полной мере возместить их.

Основные цели

Существует ряд случаев, когда целесообразно применение ограничений на землю:

  • в случае, когда требуется проведение водопроводов, линий электропередач и других инженерных коммуникации;
  • возведение проходов, проездов и обустройство дорог;
  • для сельскохозяйственных нужд, обустройства пастбищ, лесных угодий и других природных ресурсов;
  • для осуществления работ в области различных исследований в сфере природопользования;
  • для инных задач, решаемых в пользу государства на различных уровнях.

Этап 1: Подготовка и подача заявления

Для того, чтобы ограничить собственника земли вправе им распоряжаться в полной мере и в любой период времени, потребуется соблюдать определенный порядок действий, строго прописанных в законе.


В первую очередь, необходимо обратиться в муниципальные органы власти, так как именно они наделены правом инициировать процедуру наложения ограничений.

Несомненно, обратиться с таким заявлением могут как государственные организации, так и частные лица, при этом порядок рассмотрения заявления и принятия решение будет всегда идентичным.

Заявление обычно подаётся в государственные органы власти, которые далее формируют комиссию для принятия верного решения по каждому определенному объекту.

Если в установлении сервитута заинтересованы местные органы власти, то и заявление подаётся в соответствующие компетентные органы. Если установление публичного сервитута касается целей федерального значения, то заявление будет рассматриваться другой комиссией, уполномоченной решать вопросы федерального масштаба.

При подаче заявления потребуется указать нижеследующую информацию:

  • данные о владельце участка, координатах земельного надела;
  • причины или задачи для которых государство накладывает ограничения;
  • информация о лице инициаторе сервитута;
  • срок действия документа.

Этап 2: Предоставление документов и процесс их рассмотрения

В законе четко описано, кто и как должен принимать заявление о инициировании процедур, и как это должно проходить.

Важно, что должны соблюдаться все пункты закона, также они должны быть документально зафиксированы. Устная форма договоренностей не имеет юридической силы.

Кроме того, данными НПА определяются сроки рассмотрения поданных заявлений и пакета документов, а также последовательность административных процедур.

Этап 3: вовлечение общественности в процесс принятия решения

Публичные слушания предназначены для того, чтобы вовлечь общественность в решение вопросов, в которых заинтересовано население и органы государственной власти.

Такие мероприятия имеют установленный законом срок (по ряду вопросов 1-4 месяца), в который население и другие заинтересованные лица могут подать свои предложения, выразить мнение или несогласие с теми вопросами, которые предстоит выслушать.

По итогам должно быть принято решение, которое должно быть зафиксировано в соответствующем протоколе. В таких обсуждениях могут принимать участие различные группы граждан и представители государственной администрации:

  • население того региона, где размещена земля, на которую планируется наложить ограничение;
  • ответственные лица, которые имеют право представлять интересы как организации, так и частного лица;
  • собственник земельного участка;
  • должностные лица, участвующие в процессе наложения ограничения.

Чаще всего такие мероприятия, где выявляется мнение сторон и обсуждаются текущие вопросы наложения публичного сервитута, носят рекомендательный характер. Однако важной целью этого процесса является соблюдение прав и интересов обоих сторон. Это значит, что в случае выявления разногласий, которые будут документально зафиксированы, одна из сторон может решить вопрос в судебном порядке.


Этап 4: Принятие решения

По результатам итогов публичных слушаний в установленные законом сроки производится подготовка и издание нормативного правового акта. После его вступления в силу начинает свое действие публичный сервитут на публичных землях или другие обременения.

В документе должны быть указаны максимально полные данные о земельном участке, его владельцах.

Этап 5: Основные принципы регистрации

Все данные, касающиеся наложения ограничения на землю должны быть зарегистрированы в определённом порядке, то есть информация вносится ЕГРП.

Для полного отражения всех данных потребуется представать определенный пакет документов:

  • заявления от органов государственной власти, которые самостоятельно инициировали процесс наложения обременения;
  • информация о платежном документе;
  • документы, подтверждающие право определённого лица выступать от имени организации или частного лица;
  • копию документа, демонстрирующее законно право устанавливать сервитут;
  • точная информация об участке, на который наложено ограничение, а именно границы участка, начало действия сервитута и его окончание.

Важно: Необходимо помнить о том, что земля это в первую очередь собственность и на неё имеет право определенное лицо. Закон всегда будет выступать на его стороне, независимо от целей и задач государства.

Нередко случаются такие ситуации, когда частное лицо не согласно с решением на ограничение и не желает уступать свои права. В таком случае урегулирование ситуации осуществляется посредством суда. При обращении в суд, можно рассчитывает на положительный результат именно для собственника земельного надела.

Однако перед принятие окончательного решения будут рассматриваться многочисленные многие аспекты, в том числе и важность земельного участка, сроки наложения ограничений, и цели для которых необходимо накладывать ограничения.

При любых разногласиях потребуется обращение в арбитражный суд, который вынесет решение, полностью защищающее интересы собственника.


Так, например, собственник может потребовать возместить ему ущерб в материальном выражении или просто предоставит ему право пользоваться другим участком, который в точности будет соответствовать тому, на который били установлены ограничения. Однако, идя на такую сделку, стоит помнить и том, что если на участке собственника были установлены какие-либо строения, обустроен сад, то все перейдет в пользование муниципальным органам.

Процедура: платная или нет?

Земельный кодекс также наделяет собственника земли правом на установление соразмерной платы за пользование обременением в случаях, если наложение ограничения стало причиной в использовании земельного надела по его прямому назначению.

Судебной практикой определена альтернатива для расчета такой платы: она определяется, исходя из соотношения площади участка, на который наложено обременение, и площади участка, находящегося в собственности. Кроме того, в стоимость сервитута может входить стоимость услуг по охране земельного участка или поддержания его в надлежащем виде, а также другие расходы, которые несет собственник земли.

Прекращение действия ограничения

Накладываемое ограничение носит обычно временный характер, а значит в документах должен быть чётко указан срок начала и окончания сервитута. Он может быть прекращен тогда, когда не требуется продление ограничения в государственных целях, а изначальные задачи полностью урегулированы и решены.

Ограничение на использование земельной собственности аннулируется еще в одном случае, а именно, при смерти собственника земельного участка. Государство может не выступить с инициативой и далее продлевать публичный сервитут, так как земельный надел больше не представляет для государства объект особой важности.

В подавляющем большинстве случаев прекратить обременение можно, обратившись с заявлением в органы местного самоуправления или государственной власти.

Источник: https://SunSochi.com/blog/chto_takoe_publichnyy_servitut/

Что такое публичный сервитут на земельный участок и когда он устанавливается?

Понятие публичный сервитут

Право установления сервитута возникло еще в римском праве и до сих пор сохранилось в законодательстве РФ. Установление данного обременения регулируется следующими нормативными документами:

  • статьями 274–277 Гражданского кодекса;
  • 223 статьей Земельного кодекса;
  • статьей Федерального закона от 21 июля 1997 года;
  • 9 статьей Лесного кодекса.

Следует знать, что сервитутом может быть обременено строение, здание, земельный участок. Однако практика показывает, что последний вариант встречается чаще всего.
Сервитуты на земельный участок бывают частными и публичными. Сегодня поговорим о публичном виде данного обременения.

Что такое публичный сервитут?

При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

Для каких целей может быть установлен?

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

  • необходим проезд или проход через участок;
  • необходимо осуществить установку или ремонт электрических или транспортных коммунальных сетей;
  • необходимо установить геодезические или межевые знаки, а также обеспечить к ним подъезд;
  • необходимо осуществить водоотвод или установить дренажное оборудование на определенном участке;
  • необходим забор воды для водопоя скота либо для проведения анализа;
  • необходим выпас скота и заготовка сена на зиму;
  • необходима организация охоты на незапрещенные виды животных и рыболовства;
  • необходимо проведение геологических раскопок и исследование состояния почвы;
  • необходим перевоз объектов через территорию.

Данные основания не являются исчерпывающими.

Когда возможно установление, а когда — нет?

Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем ания было принято положительное решение.

Учитывается мнение следующих лиц:

  • Жители определенной территории, которые могут понести ущерб.
  • Доверенные лица юридических фирм и компаний, юридический адрес которых располагается в непосредственной близости к участку, на который может быть установлен сервитут (служебный участок);
  • Собственник потенциального служебного участка, а также арендаторы данной земли и лица, которые имеют право бессрочного пользования.
  • Сотрудники муниципальной власти или местного самоуправления.

Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

  • установление сервитута не позволяет собственнику земельного участка распоряжаться своей землей в полной мере;
  • от собственника земельного участка в органы самоуправления поступило уведомление о требовании отменить сервитут;
  • невозможность или нежелание лица, которое подало заявление, организовывать общественное слушание.

Виды

Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

  • срочный — обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
  • бессрочный — сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

  • водный — гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
  • лесной — закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
  • сервитут на дорогу — гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

Особенности

Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

  • актами Российской Федерации;
  • актами органов местного самоуправления;
  • нормативно-правовыми актами субъектов (муниципалитетов) РФ.

В случае продажи, аренды или дарения земельного надела, на котором установлен сервитут, собственник должен уведомить вторую сторону о существующем обременении. В противном случае сделка будет признана недействительной, а собственник понесет большие убытки, так как будет обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию нанесенного ущерба.

Установление сервитута не должно никоим образом затруднять эксплуатацию земельного участка его законным владельцем.

В результате рассмотрения дела суд может вынести одно из таких решений:

  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выкупить участок и выплатить компенсацию нанесенного ущерба;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган предоставить аналогичный участок и компенсировать убытки;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выплатить полную компенсацию убытков;
  • отказать в удовлетворении иска.

Границы зон действия публичного сервитута

Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.

Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.

Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:

  1. Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
  2. Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.

В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.

Установление платы за публичный сервитут

Действующее законодательство РФ не предусматривает обязательное установление оплаты за установление сервитута.

Однако в случае причинения неудобств собственнику или третьим лицам (арендатору, лицу, которое владеет участком на праве бессрочного пользования) может быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается в судебном порядке или путем переговоров между собственником земельного участка или третьими лицами и органами местного самоуправления (администрацией города или сельского поселения).

Как правило, чиновники адекватно реагируют на выплату компенсации землевладельцу, если последний не препятствует установлению сервитута в интересах государства.

Публичный сервитут устанавливается ради общественного блага, и поэтому каждый гражданин должен знать о своих правах и обязанностях. Если установление сервитута неизбежно, но обременение доставляет вам большие неудобства, вы всегда можете отстоять свои права путем переговоров с местной властью или обратиться в суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.