Понятие обособленного подразделения

Содержание

Что такое обособленное подразделение: признаки и определение, особенности взаимодействия с ними | «Правовест Аудит»

Понятие обособленного подразделения

Налоговый кодекс возлагает на налогоплательщиков-организации обязанность вставать на налоговый учёт по месту нахождения их обособленных подразделений. Таким образом, организации, ведущей деятельность за пределами юридического адреса, в первую очередь, необходимо ответить на вопрос: образуется ли у неё обособленное подразделение?

В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации – это “любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца”.

Кира Трунтаева
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Таким образом, обособленное подразделение организации должно одновременно обладать следующими признаками:

  1. Территориальная обособленность подразделения от юридического адреса организации;
  2. Наличие по месту нахождения обособленного подразделения оборудованных стационарных рабочих мест. Понятие рабочего места определено в ст. 209 Трудового кодекса РФ, согласно которой рабочим местом признается «место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя».
  3. Рабочие места должны быть созданы на срок более одного месяца.

Если все эти признаки присутствуют, у организации образовалось обособленное подразделение. Обращаем внимание на то, что понятие обособленного подразделения в Налоговом кодексе РФ не идентично понятиям филиала или представительства. Так, филиал и представительство – формы обособленных подразделений, предусмотренные гражданским законодательством, наделённые определенными функциями.

Сведения о них отражаются в ЕГРЮЛ. Для целей налогового законодательства обособленное подразделение не обязательно должно быть филиалом или представительством. Сведения о нём необязательно должны отражаться в учредительных документах. Главное – оно должно соответствовать признакам обособленного подразделения юридического лица, указанным выше.

Кроме этого, в отношении филиала и представительства предусмотрена постановка на учёт организации по месту нахождения соответствующих филиала, представительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Если организация установила у себя все признаки обособленного подразделения юридического лица, ей необходимо встать на налоговый учёт по месту нахождения этого обособленного подразделения. Для этого нужно в налоговую инспекцию, в которой организация стоит на учёте, подать сообщение о создании обособленного подразделения.

Форма такого сообщения утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 №ММВ-7-6/362.

Отметим, что в отличие от обособленного подразделения постановка на учёт филиала и представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 83 НК РФ).

При этом может возникнуть ситуация, когда у организации несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании или в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам. В этом случае организация вправе встать на налоговый учёт по месту нахождения одного обособленного подразделения. Место постановки организация выбирает самостоятельно из территорий, на которых находятся обособленные подразделения.

В соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ «постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно».

Кира Трунтаева
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Отметим, что данное правило действует только в отношении нескольких обособленных подразделений, но не основного места нахождения организации и её обособленного подразделения (такая позиция в частности нашла отражение в письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404).

Что же грозит организации, если она не встанет своевременно на учёт по месту нахождения обособленного подразделения? Часто налоговые органы, привлекая организацию к ответственности за непостановку на учёт по месту нахождения обособленного подразделения, применяют п. 2 ст. 116 НК РФ.

Указанная норма предполагает взыскание штрафа за «ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом».

Размер штрафа составляет 10 процентов от доходов, полученных в течение времени ведения деятельности без постановки на налоговый учёт. Фактически зачастую указанный процент считается от доходов организации в целом.

В то же время сложившаяся правоприменительная практика, опираясь на буквальное толкование норм налогового законодательства, приходит к выводу, что п. 2 ст.

116 НК РФ не применяется в отношении непостановки на налоговый учёт по месту нахождения обособленных подразделений. Так, дело в том, что организация уже стоит на налоговом учете.

Вместе с этим статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность организации сообщать налоговому органу об открытых обособленных подразделениях.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации речь идёт о невыполненении организацией обязанности по представлению сообщения об открытии обособленного подразделении.

А это состав иного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

В частности в 2017 году такой вывод сделал Верховный суд РФ, сформировав единую позицию по данному вопросу, и тем самым внес определенность в существующую судебную практику.

В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ №303-КГ17-2377 от 26.06.

2017 Верховный суд РФ пришёл к выводу, что организацию нельзя привлечь к ответственности за несообщение налоговому органу об открытии обособленного подразделения как за непостановку на налоговой учёт согласно п. 2 ст. 116 НК РФ.

Нарушение, выразившееся в непостановке на учёт обособленного подразделения, квалифицируется как непредставление сведений налоговому органу (ст. 126 НК РФ).

Кира Трунтаева
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Следует отметить, что ранее ФНС России в отдельных письмах также формулировала аналогичную позицию. К примеру, в письме от 27.02.

2014 №СА-4-14/3404 ФНС России указала, что если организация не представила сведения о создании обособленного подразделения, к ней применяются санкции предусмотренные ст. 126 НК РФ.

При этом налоговая служба отметила, что ответственность, предусмотренная п. 2 ст. 116 НК РФ, применяется только если сам налогоплательщик ведет свою деятельность без постановки на учет.

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/obosoblennoe-podrazdelenie-organizatsii-sozdanie-postanovka-na-nalogovyy-uchyet-otvetstvennost/

Что такое обособленное подразделение: анализируем признаки

Понятие обособленного подразделения

Осваивая новые рыночные ниши, компаниям, зачастую, приходится обеспечивать свое присутствие на «чужих» территориях.

Поскольку обособленные подразделения во многих случаях влияют на исчисление и уплату налогов, у бухгалтеров нередко возникает вопрос: а что, собственно, считать обособленным подразделением? О признаках обособленных подразделений, а также о том, кого, когда и как нужно уведомить об их создании, мы сегодня и поговорим.

Пункт 2 ст. 23 НК РФ требует от налогоплательщиков-организаций сообщать в налоговые органы о создании каждого обособленного подразделения. Сделать это нужно в течение месяца со дня его образования. Уведомление подается по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.11 № ММВ-7-6/362@.

К сожалению, организацией новых подразделений компании далеко не всегда занимаются юристы.

Нередко эту работу поручают отделу продаж, для которого самая главная задача — быстро нарастить присутствие в регионе. А уж как это будет оформлено документально, для «продажников» дело десятое.

Соответственно, если в компании нет юристов, изучать порядок оформления и следить за его соблюдением приходится бухгалтеру.

Для начала рекомендуем обратить внимание на то, что требования гражданского и налогового законодательства по вопросу оформления подразделений компании отличаются весьма сильно.

Гражданский кодекс, когда говорит об обособленных подразделениях, имеет в виду филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ). Их открытие влечет значимые последствия для участников гражданского оборота и потому сопряжено с совершением ряда юридически значимых действий, а именно:  принятием решения об открытии, внесением изменений в устав, изготовлением печати филиала, регистрацией и т д.

Налоговый же кодекс исходит из потребностей бюджетов, поэтому для него критерии обособленного подразделения совершенно иные: создание стационарного рабочего места вне места нахождения организации (п. 2 ст. 11 НК РФ).

И для налоговых целей совершенно неважно, провела ли компания в связи с этим юридические процедуры. Казалось бы, все просто: есть рабочее место в другом городе — подавай уведомление. Нет — не подавай.

Но такая простота таит в себе множество проблем.

Признаки рабочего места

Первый вопрос, который возникает сразу же после прочтения приведенного выше определения из НК РФ, звучит так: что же такое рабочее место вне места нахождения организации? Налоговый кодекс соответствующего пояснения не дает. Поэтому в силу положений п. 1 ст.

11 НК РФ применяется терминология трудового права. Согласно ст. 209 Трудового кодекса, рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

С учетом сказанного, можно выделить три главных признака рабочего места вне места нахождения организации:

  1. Наличие трудовых отношений между организацией и сотрудником.
  2. Наличие самого работника вне места нахождения организации.
  3. Наличие контроля организации за рабочим местом.

Из этого можно сделать первые выводы по ситуациям, когда обособленного подразделения в смысле, придаваемом этому термину НК РФ, не появляется.

Ситуация первая

Физлица, с которыми у организации заключен гражданско-правовой договор (подряда, оказания услуг), не образуют обособленного подразделения, даже если работают в другом регионе, а договор заключен на длительный срок. Причина — отсутствие трудовых отношений и, как следствие, отсутствие рабочего места.

Ситуация вторая

Нахождение имущества фирмы в месте, отличном от места регистрации, само по себе не образует обособленного подразделения. Поэтому, например, не будет обособленного подразделения у фирмы, которая купила недвижимость в другом регионе и сдает ее в аренду (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.14 № А81-4077/2013).

Ситуация третья

Надомник обособленного подразделения не образует, т.к. в этом случае не выполняется условие о нахождении рабочего места под контролем работодателя. По той же причине не будет обособленного подразделения и при направлении сотрудника в командировку.

Ведь контролировать рабочее место командированного сотрудника организация не имеет возможности. Более того, командированный подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в месте командировки (решение Верховного Суда РФ от 20.06.

02 № ГКПИ 2002-663, определение Верховного Суда РФ от 27.08.02 № КАС 02-441).

«Стационар» или нет?

Следующий момент, который нужно учитывать при решении вопроса о наличии обособленного подразделения — стационарность рабочего места. Тут ситуация сложнее.

С одной стороны, НК РФ, вроде бы дает определение «стационарности»: таковым считается рабочее место, созданное на срок более месяца. Но, с другой стороны, в ряде случаев суды применяют и дополнительные признаки стационарности. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 03.06.

14 № А64-5102/2013 указал: обособленного подразделения у организации не возникло, поскольку техническое оснащение рабочего места являлось мобильным и офисные помещения не арендовались. (В скобках заметим, что речь в деле шла о строительных работах и в обоснование суд сослался на Свод правил «Безопасность труда в строительстве.

Положение о Порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», принят постановлением Госстроя России от 31.03.2000 № 26, согласно которому такие рабочие места стационарными не признаются.

Поэтому в обычных ситуациях лучше все же ориентироваться на срок создания рабочего места и не доводить дело до спора на предмет иных признаков «стационарности»).

Где кончается территория

Еще один критерий, позволяющий определить наличие у организации обособленного подразделения — территориальный. Как сказано в ст. 11 НК РФ, подразделение должно быть территориально обособлено от организации.

При этом под территорией принято понимать муниципальное образование, в котором находится организация.

Соответственно, если рабочее место появляется в другом муниципальном образовании, то при выполнении прочих условий можно говорить о наличии обособленного подразделения.

Немного об ответственности

А что будет, если не сообщить о создании обособленного подразделения? По мнению Минфина, ответственность за несообщение инспекции в установленный срок сведений о создании обособленного подразделения устанавливается пунктом 1 ст.

126 НК РФ, согласно которой штраф составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ (письмо Минфина России от 17.04.13 № 03-02-07/1/12946; см.

«Сообщить о создании обособленного подразделения нужно и в том случае, если данное подразделение и головной офис будут состоять на учете в одной налоговой инспекции»).

Однако практика показывает, что в ряде случаев инспекторы пытаются установить более суровую ответственность, применяя положения п. 2 ст.

116 НК РФ, который предусматривает штраф 10% от доходов, полученных в течение осуществления деятельности без постановки на учет. Такие действия инспекторов можно и нужно обжаловать, поскольку названный пункт ст.

116 НК РФ предусматривает штраф за ведение деятельности вообще без постановки на учет в налоговом органе, поскольку это лишает инспекторов возможности получать информацию о плательщике и проводить контрольные мероприятия.

Ответственность же за ведение деятельности без постановки на учет лишь по одному из оснований, приведенных в статье 83 НК РФ, этой нормой не установлена (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.04 № А66-6713-03).

Не получится в данном случае взыскать с налогоплательщика и штраф, предусмотренный пунктом 1 ст. 116 НК РФ за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет.

Связано это с тем, что в данном случае инспекторы обязаны осуществить постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения на основании соответствующего сообщения, которое организация подает в силу п. 2 ст.

23 НК РФ. А в данном случае заявления о постановке как такового нет вообще.

Уведомлять фонды не нужно

С 1 января 2015 года отменена обязанность сообщать о создании обособленного подразделения органам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования по месту нахождения организации (Федеральный закон от 28.06.14 № 188-ФЗ).

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2015/5/9789

Что такое обособленное подразделение?

Понятие обособленного подразделения

Представьте себе дачный домик. Вы не живете там постоянно, но построили его вы, и летом в нем живут члены вашей семьи. Соответственно, там есть мебель, бытовая техника и все необходимое.

За коммунальные услуги вы платите сами. Но если вы решите сдавать свой домик соседям, он, конечно, не перестанет быть вашим по документам, но по факту вы не будете им пользоваться.

И оплачивать «коммуналку» будут арендаторы.

А теперь представьте, что домик — это обособленное подразделение (ОП) фирмы, а ЖКХ — налоговая служба (ФНС), которой вы платите налоги. И платить их вы обязаны только в первом случае, во втором — нет. И если ФНС требует признать обособленным подразделением «домик», в котором вы не «живете», квалифицированный юрист вам поможет.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 81 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

При этом не стоит путать это понятие с филиалом. И с точки зрения юриспруденции, и с точки зрения налоговой, это совершенно разные вещи. И все налоговые платежи нужно рассчитывать по-разному.

Чем отличается обособленное подразделение от филиала и представительства?

Этот вопрос волнует многих предпринимателей, когда у них возникает необходимость создать удаленный офис. На самом деле, формулировка вопроса не совсем корректна. Согласно ст. 55 п. 1 и 2 Гражданского кодекса (ГК РФ), и представительство, и филиал являются обособленными подразделениями.

Для признания их таковыми есть два критерия: подразделение территориально находится по другому адресу, и там оборудованы стационарные рабочие места. Об этом написано в ст. 11 п. 2 Налогового кодекса (НК РФ).

При этом важно, чтобы представительство и филиал подпадали под определения, которые даны в ГК РФ. Филиал — это ОП, которое территориально находится в другом месте, выполняет все или часть функций юрлица, в том числе, представительские.

А представительство — это ОП, которое представляет и защищает интересы юрлица.

Если все признаки совпадают, филиал или представительство считаются обособленными подразделениями.

Информация о них должна быть отражена в учредительных документах и ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц).

Интересно то, что сами по себе филиалы и представительства не являются юрлицами, а их руководители действуют по доверенности гендиректора. Но платить налоги за них нужно.

Спорные вопросы

Вопрос об ОП — один из самых сложных в налоговом законодательстве. Зачастую владельцам предприятий приходится обращаться в ФНС, чтобы установить статус правильно. Попробуем разобраться в некоторых особенно спорных моментах.

Что такое «простое ОП»?

Наиболее трудный вопрос касается подразделений компании, которые указаны в НК РФ как «простые ОП». Соответственно, такие, которые не являются ни филиалами, ни представительствами.

Расшифровки этого понятия в законе нет, как и запрета создавать что-то кроме этих двух видов обособленных подразделений. Единственный отличительный признак — такая административная единица не может выполнять никаких функций головного офиса. Но доказать ФНС, что вы создали именно «простое ОП» бывает непросто.

Например, если вы работаете с дистанционными сотрудниками — это считается обособленным подразделением или нет? А если у вас строительная фирма, и вы строите дом в другом городе, можно ли это назвать «простым ОП»?

В некоторых случаях — да, в некоторых — нет. Общим знаменателем можно считать то, что «простые ОП» обычно создают для ведения какой-либо подсобной деятельности. Склады, например, где хранят продукцию.

Наиболее яркий пример отличия обособленного произведения от филиала есть в банковской сфере. Пункт обмена валюты — это филиал, так как он находится не по адресу банка, и там создано стационарное рабочее место.

Плюс к этому, в пункте оператор осуществляет часть функций самого банка — обмен валюты. Но если банк ставит банкомат в каком-нибудь торговом центре, он вне территории офиса, но и работника рядом с ним нет. Поэтому банкомат будет считаться «простым ОП».

Юрлицо, создавшее обособленные произведения, обязано поставить каждое на учет в налоговой, согласно ст. 83 п. 1 НК РФ. Заявление подается в тот налоговый орган, который обслуживает указанный адрес. За исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

В этих городах юрлица сами могут выбирать отделение ФНС (ст. 83 п. 4 НК РФ). Сведения в ЕГРЮЛ вносить не нужно.

Могут ли работать в ОП «чужие» сотрудники?

Вспоминаем пример с дачным домиком. Вы его построили, но сдаете другим людям, то есть, не пользуетесь. Теперь переносим ситуацию в другую плоскость. Вы купили помещение в бизнес-центре и сдаете его в аренду другим компаниям. Считается ли это обособленным подразделением?

Нет, не считается. Потому что в определении ОП сказано, что через него организация выполняет свои функции. Следовательно, работать по данному адресу должны сотрудники именно этой организации.

Напоминаем, что к сотрудникам компании относятся те, кто заключил с работодателем трудовой договор в соответствии со ст. 15,16 Трудового кодекса (ТК РФ). Вы как арендодатель платите ФНС только за сдачу своих площадей в аренду. Все остальные налоги — на совести арендаторов.

Однако если вы арендуете площадь у другой компании, вы должны зарегистрировать ОП. Ведь ваши сотрудники работают по другому адресу. Хотя есть нюанс. Если с этими работниками не заключали трудовой договор, а оформили только ГПХ (договор гражданско-правового характера), они не могут быть приравнены к сотрудникам компании. Соответственно, речи об ОП не идет.

Может ли быть всего одно рабочее место?

В последнее время это распространенная практика. Документоведы, секретари и другой административный персонал работают в удаленных офисах. Реже сотрудники работают из дома. В основном, это фрилансеры, не имеющий ни официального договора, ни гарантий.

Но все-таки, если работодатель создал только одно рабочее место, может ли это считаться ОП? В ст. 11 НК РФ, написано, что по адресу должны быть созданы стационарные рабочие места. Если трактовать буквально, то можно сделать вывод: указано множественное число, то есть, как минимум два.

Но в законе не написано, что в ОП не может быть только одно рабочее место. Поэтому ФНС считает так: место создано, работает сотрудник по трудовому договору, значит, это ОП.

Что такое стационарное рабочее место?

Ст. 11 НК РФ говорит об оборудовании стационарных рабочих мест. Что под этим подразумевается? В первую очередь место куда сотрудник должен прибыть и выполнять рабочие обязанности. Создано оно должно быть на срок более одного месяца. Но это не говорит о том, что сотрудник должен находиться там постоянно. Он может приезжать в командировки или на вахту. Это не имеет значения для ФНС.

Например, компания арендует зал для ведения переговоров, куда время от времени приезжает директор. Там оборудовано место для руководителя. Значит, это уже обособленное подразделение.

Налоговики, определяя статус, ссылаются на Письмо Минфина России № 03‑02‑07/1/23401 от 10.04.2018.

Еще один момент. Рабочее место должно прямым или косвенным образом контролироваться работодателем и находиться на его территории.

И тогда снова возникает вопрос о дистанционных работниках.

С точки зрения Минфина, их работа не может облагаться налогом, потому что нет ни одного признака стационарного рабочего места. Ст. 312 п. 1 ТК РФ определяет дистанционную работу как функционал, выполняемый вне территории работодателя и вне стационарного рабочего места. При этом сотрудник и работодатель общаются через интернет или другим способом.

Конечно, вы можете прийти в ФНС и заявить о том, что у вас есть удаленные сотрудники. Тогда налоговая самостоятельно примет решение об образовании обособленного подразделения. Но, разумеется, никто в этом не заинтересован.

Определение территориальной обособленности

Как ни странно, несмотря на наличие в ст. 11 НК РФ этого понятия, определения территориальной обособленности в законе нет. Поэтому ФНС обычно ссылается на письма Минфина. Если сформулировать кратко, подразделение территориально обособленно, если находится на территории, подведомственной другому отделению ФНС.

К примеру, головной офис находится на ул. Пушкина, а склад — на ул. Тургенева. Эти адреса обслуживают разные отделения налоговой. Поэтому склад будет считаться ОП. Но если склад перенесут в район ул. Пушкина, он перестанет быть обособленным подразделением.

Процедура создания обособленного подразделения

Решение о создании филиала или представительства принимает собственник компании, простого обособленного подразделения — генеральный директор.

Напомним, что сведения о первых двух ОП вносятся в ЕГРЮЛ, и постановка на учет не требуется. Во втором случае вы должны передать сведения в налоговую в течение месяца с момента начала работы подразделения.

За точку отсчета можно взять первый рабочий день сотрудника в удаленном офисе.

До 2014 года требовалось также встать на учет в ПФР и ФСС. Но это требование отменили в связи с утверждением Федерального закона №–188 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» от 28.06.2014. Теперь на учет должны вставать лишь те организации, у которых ОП:

  • самостоятельно осуществляют расчеты с физическими лицами;
  • находятся на отдельном балансе;
  • имеют свой банковский счет.

Если любой из этих признаков не совпадает — нет необходимости вставать на учет. Это избавляет владельцев бизнеса от лишней бумажной работы. Но возникают вопросы по налогообложению.

Можно ли использовать УСН, если у вас есть обособленные произведения?

Может ли компания лишиться возможности вести отчетность по упрощенной системе налогообложения (УСН), если откроет обособленное подразделение? Только в одном случае. Согласно ст. 346.12 п. 1 НК РФ, организация, у которой есть филиалы, не может пользоваться «упрощенкой». До 2016 года не могли и представительства, но позже запрет был снят.

Так, что если вы открываете представительство или обычное подразделение, для вас ничего не изменится. Чтобы продолжить пользоваться УСН, нужно направить заявление в отделение ФНС, которое обслуживает адрес подразделения. Заявление пишут по форме № С–09–3–1. В соответствие со ст. 83 п. 1 НК РФ, его должны рассмотреть в течение 5 дней и поставить вас на учет.

Особенности налогообложения

Существенна разница — используете вы УСН или обычную систему налогообложения. Кроме того, есть отдельный налог НДФЛ, к уплате которого применяют особые требования.

Компании, использующие УСН, ведут отчетность по всей организации, учитываются доходы и расходы. Декларацию нужно подавать в то отделение ФНС, к которому относится головной офис.

Местонахождение обособленного подразделения не имеет значения.

Когда фирма открывает ОП, она получает статус налогового агента по уплате НДФЛ, как в главном офисе, так и в подразделении.

Выплачивать этот налог нужно в ФНС по месту регистрации ОП.

Если у вас много подразделений, то выплаты должны осуществляться по всем адресам. При этом, согласно ст. 23 НК РФ, налогоплательщик не может выбрать отделение ФНС.

Штрафные санкции за отказ от постановки ОП на учет

Закон устанавливает для предпринимателей жесткие сроки. Подать заявление об организации ОП нужно не позже, чем через месяц. Ст. 116 НК РФ предусматривает наказание за просрочку в виде штрафа в 10 000 рублей.

Если подразделение не только не было поставлено на учет, но еще и начало деятельность до этого срока, штраф увеличится. Он составит 10% полученной за это время прибыли, но не меньше 40 000 рублей (ст. 116 п. 2 НК РФ).

Ст. 15 п. 3 КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях) устанавливает свои санкции. За просрочку с должностных лиц, допустивших нарушения, взимается 500–1 000 рублей, за незаконное ведение деятельности — 2000–3000 рублей.

Также нужно помнить и о сдаче налоговой отчетности и уплате налогов по месту нахождения подразделения. Ответственность может наступить за несдачу налоговой декларации (ст.

119 НК РФ) или за неуплату (полную или частичную) налогов.

Поэтому владельцам фирм следует очень аккуратно относиться к отчетности и не допускать нарушения закона.

В любых сложных ситуациях вы можете обратиться за юридической помощью.

Источники:

Ст. 11 НК РФ. Институты, понятия и термины…

Ст. 83 НК РФ. Учет организаций и физических лиц

Форма № С–09–3–1. Бланк и образец заполнения

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/chto-takoe-obosoblennoe-podrazdelenie/

Обособленные подразделения

Понятие обособленного подразделения

Хочется прочитать подробную «пошаговую» инструкцию, как жить с обособленным подразделением. (из письма читателя)

Прежде чем перейти собственно к «инструкции», определимся с понятиями.

Что такое обособленное подразделение

Гражданское и налоговое законодательство по-разному определяют понятие обособленного подразделения.

В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ обособленными подразделениями юридического лица признаются только представительства и филиалы.

Они должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Для целей налогообложения согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Понятие «рабочее место» приведено в ст. 209 Трудового кодекса РФ.

Рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

То есть для того, чтобы одно из подразделений организации было признано обособленным подразделением для целей налогообложения, совершенно не обязательно, чтобы оно имело статус представительства или филиала в соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно, чтобы подразделение было территориально обособлено и хотя бы одно рабочее место в данном подразделении было создано на срок более 1 месяца.

Следует иметь в виду, что налоговое законодательство, как и гражданское, говорит только об обособленных подразделениях организаций.

Если индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность в месте, территориально обособленном от места жительства предпринимателя, то данное место осуществления деятельности обособленным подразделением не является (в том числе в тех случаях, когда место жительства предпринимателя и место осуществления им предпринимательской деятельности находятся в разных населенных пунктах).

Поэтому к индивидуальным предпринимателям не применимы положения Налогового кодекса РФ об обособленных подразделениях.

Итак, исходя из определений, приведенных выше, организация поняла, что у нее появилось обособленное подразделение.

Переходим к инструкции.

Шаг первый: Постановка на налоговый учет

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 83 НК РФ, организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

по месту нахождения организации;

месту нахождения ее обособленных подразделений;

– а также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения организация должна подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Форма заявления о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации (форма № 1-2-Учет) утверждена приказом ФНС РФ от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826@.

В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.

Заявление заполняется организацией в одном экземпляре и представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.

Одновременно с заявлением по форме № 1-2-Учет организация должна представить копии:

– свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения;

– документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, по мнению МНС РФ, изложенному в приказе от 03.03.2004 г.

№ БГ-3-09/178, могут быть представлены: учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо выписка из ЕГРЮЛ, либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о его создании.

При отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения.

Обратите внимание!

Подавать заявление о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения не нужно, если указанная организация уже состоит на учете в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение, по каким-либо иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Например, если обособленное подразделение создано в том же муниципальном образовании, где находится сама организация, либо в том же муниципальном образовании, где организация уже состоит на налоговом учете в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего ей имущества или транспортных средств, то подавать заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения организация не должна.

При этом в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.

В этом случае организация должна выполнить обязанность, предусмотренную п. 2 ст. 23 НК РФ, – письменно сообщить в налоговый орган об обособленном подразделении, созданном на территории РФ.

Причем сообщать следует обо всех создаваемых обособленных подразделениях.

Сделать это нужно в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).

Форма № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации» утверждена приказом ФНС РФ от 21.04.2009 г. № ММ-7-6/252@.

В отличие от заявления о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации, которое подается в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, сообщать о создании и закрытии обособленного подразделения нужно в налоговые органы по месту нахождения головной организации.

А постановку на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществит налоговый орган на основании сообщений по форме № С-09-3.

Причем подача заявления по форме № 1-2-Учет не освобождает организацию от обязанности подать сообщение о создании (закрытии) обособленного подразделения.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов и в тот же срок выдать уведомление о постановке на учет (уведомления о снятии с учета) в налоговом органе.

Форма Уведомления о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Феде­рации (форма № 1-3-Учет) утверждена приказом ФНС РФ от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826@.

По месту нахождения обособленных подразделений на основании заявления о постановке на учет организации присваивается код причины постановки на учет (КПП).

Ответственность

За нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения ст. 116 НК РФ предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей.

Если срок подачи заявления нарушен более чем на 90 календарных дней, то сумма штрафа составит 10 тысяч рублей.

За непредставление в установленный срок сообщения о создании обособленного подразделения, организацию тоже могут наказать, но уже гораздо меньшим по размеру штрафом в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Снятие с учета

Если организация приняла решение о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения, она должна предоставить в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения заявление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Феде­рации (по форме № 1-4-Учет, утвержденной приказом ФНС РФ от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826@).

Отметим, что срок подачи такого заявления НК РФ не установлен, а значит, за нарушение требования п. 5 ст. 84 НК РФ о подаче такого заявления организацию наказать не могут.

На основании заявления налоговый орган в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения, произведет снятие с учета организации по месту нахождения ее обособленного подразделения и выдаст Уведомление о снятии с учета российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме № 1-5-Учет, утвержденной приказом ФНС РФ от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826@.

Причем на основании п. 6 ст. 6.1 НК РФ 10 дней исчисляются в рабочих днях.

В течение одного месяца со дня закрытия обособленного подразделения организация должна представить в налоговый орган по месту нахождения организации Сообщение о закрытии обособленного подразделения по форме № С-09-3.

За непредставление Сообщения в установленный срок организацию оштрафуют на 50 рублей (ст. 126 НК РФ).

Кроме того, на должностное лицо организации могут наложить административный штраф в размере от трехсот до пятисот рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).

Шаг второй: Платим налоги

Налог на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов.

При этом:

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, установлены ст. 288 НК РФ.

Организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет по ставке 2% сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения.

Сумма налога в этом случае не распределяется по обособленным подразделениям.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, производится налогоплательщиками по месту нахождения организации, а также, по общему правилу, по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Сумма налога на прибыль (авансовых платежей), подлежащая уплате по месту нахождения организации (обособленного подразделения), определяется исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Указанная доля определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников или расходов на оплату труда и остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения – соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации.

Основные средства

Остаточная стоимость амортизируемого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в котором речь идет об определении остаточной стоимости основных средств.

Следовательно, при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества в данном случае учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика.

Остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (нематериальных активов, капитальных вложений) при определении указанного показателя не учитывается.

На это обращает внимание и Минфин РФ в письме от 10.03.2009 г. № 03-03-06/2/36.

Удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяется исходя из остаточной стоимости основных средств организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

Источник: https://ab-express.ru/articles/obosoblennye-podrazdeleniya-2/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.