Понятие и способы государственного регулирования экономической деятельности

Государственное регулирование в сфере экономической деятельности

Понятие и способы государственного регулирования экономической деятельности

Тема 6. Основы правового регулирования экономической деятельности.

Понятие правового регулирования экономических отношений.

Правовое регулирование экономических отношений представляет собой деятельность компетентных государственных органов, их должностных лиц по упорядочиванию особой группы общественных отношений – экономических, путём издания соответствующих нормативно-правовых актов, а в необходимых случаях индивидуальных регламентированных решений в соответствии с этими нормативно-правовыми актами.

Среди отраслей российского права, при помощи которых производится непосредственное правовое регулирование экономических отношений, можно выделить следующие:

-предпринимательское право;

-гражданское право;

-международное частное право;

-налоговое право;

-финансовое право;

-банковское право.

Каждая из названных отраслей права имеет свой предмет и метод правового регулирования, соответственно изучает экономические отношения в строго определённом срезе.

Кроме этого, ряд отраслей российского права устанавливают определённую ответственность за несоблюдение требований законодательства, регулирующего экономическую деятельность. К ним можно отнести: административное право, уголовное право.

Государственное регулирование в сфере экономической деятельности.

При переходе к рыночной экономики ее главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, дает импульс развитию научно-технического прогресса и в то же время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство. Воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где в качестве главных способов воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйством на основе планов, а экономические меры находились на втором месте.

Необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как

1. обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

2. формирование государственного бюджета;

3. защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

4. обеспечение занятости населения;

5. обеспечение безопасности и обороны страны;

6. реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

7. соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности.

Как видно из этого перечня задач, решаемых государством, все основания для государственного воздействия лежат в сфере публичных интересов. Частный интерес защищается в условиях рынка на путях правосудия, а также государственным вмешательством тогда и в той мере, в какой он сочетается с публичным.

Соответственно целесообразно отметить цели воздействия: 1. единая цель – реализация и защита публичного интереса; 2. создание условий цивилизованного рынка; 3. стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса; 4. комплексное решение макроэкономических проблем; 5. социальная защита всех слоёв населения.

Государственное воздействие проявляется на всех стадиях экономического цикла: 1) доэксплуатационная стадия (государственная регистрация, лицензирование); 2) эксплуатационная стадия – стадия производства в экономическом смысле; 3) постэксплуатационная стадия: налоги, статистическая отчётность. Наиболее полно государственное воздействие проявляется в следующих сферах: государственная регистрация, несостоятельность, лицензирование, антимонопольное регулирование.

Государственное регулирование в сфере экономики многообразно.

Необходимо учитывать, что государство действует на нескольких уровнях: а) на федеральном – в качестве федерального собственника и представителя интересов всего общества; б) на уровне республики, которая находясь в составе Российской Федерации, является собственником своих имущественных фондов и соответственно выражает интересы народа республики; в) на уровне краёв, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга, являющихся собственниками закреплённого за ними государственного имущества и выражающих интересы населения их территорий; г) на уровне автономной области и автономных округов.

Источник: https://studopedia.ru/9_67106_gosudarstvennoe-regulirovanie-v-sfere-ekonomicheskoy-deyatelnosti.html

Понятие государственного регулирования экономики, необходимость, цели, инструменты и методы его осуществления

Понятие и способы государственного регулирования экономической деятельности

Государственное регулирование экономики — воздействие государства в лице уполномоченных органов государственной власти на экономические отношения и экономические субъекты с помощью определенных форм, методов и инструментов.

Государственное регулирование осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.

Оно имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и в рыночной экономике, но формы регулирования существенно различаются. В централизованной экономике упор делается на директивное планирование и администрирование, а в рыночной — на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения.

Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономического роста? Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму.

Оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства. Государство должно создавать производство общественных товаров и услуг.

Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными органами государственной власти с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

В государственном регулировании экономики можно выделить генеральные и конкретныецели.

Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.

Субъектами государственного регулирования выступают федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

Целями государственного регулирования экономики выступают:

1) обеспечение экономической безопасности страны;

2) повышение благосостояния всего населения и борьба с бедностью;

3) поддержка непрерывного технико-технологического прогресса производства;

4) достижение сбалансированности роста экономики и денежной стабильности в стране;

5) повышение конкурентоспособности продукции;

6) производство продукции товаров и услуг для общества.

В осуществлении государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Он включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль и др.

Одним из инструментов государственного регулирования являются законодательные и подзаконные акты, издаваемые государством.

К наиболее значимым из них относится: банковское, таможенное, налоговое, валютное, гражданское законодательство, при помощи которого государство определяет степень монополизации рынка, налоговые механизмы, очерчивающие границы регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее взаимоотношения работников с работодателями; государственные стандарты и требования, определяющие условия эксплуатации окружающей среды.

На федеральном уровне осуществляется стратегический прогноз РФ, прогноз научно-технического развития РФ, прогноз социально-экономического развития РФ, бюджетных прогноз РФ на долгосрочный период и т.п.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономические процессы. Выделяют методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия заставляют экономических субъектов принимать решения, основанные не на самостоятельном выборе, а на правовых предписаниях государства (размер отчисления налогов, амортизационных отчислений и т.д.).

Методы косвенного воздействия влияют на экономические интересы субъектов, создают предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе действий они предпочитали варианты, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Методы прямого воздействия называют административными методами государственного регулирования. Они применяют такие способы регулирования экономических отношений, как запрет, дозволение (разрешение), предписание (обязывание) с целью определения правил деятельности в рыночной экономике.

Методами косвенного воздействия являются экономические методы. Они не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один — покупку или продажу государственных ценных бумаг.

Полное разграничение экономических и административных методов невозможно, так как и административные, и экономические методы несут в себе черты друг друга.

Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 2085; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-50044.html

Понятие государственного регулирования экономики

Понятие и способы государственного регулирования экономической деятельности

Правовое регулирование экономики в Российской Федерации

Понятие правого регулирования экономики 2.Понятие государственного регулирования экономики

ПЛАН

Правовое регулирование экономической деятельности

ЛЕКЦИЯ

Государственное регулирование – одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в его прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Является составным элементом системы экономического регулирования современного хозяйства наряду с рыночным и корпоративным регулированием.

Мировой трансформационный процесс сопровождается усложнением системы экономического регулирования в целом и государственного регулирования в частности. В странах с экономикой смешанной осуществляется диверсификация, форм и методов государственного регулирования.

В современном их арсенале можно выделить административное и правовое регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.

Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.

Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В сою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства.

На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую.

Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.

Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40% того или иного вида продукции.

Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство должно запрещать всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

Другим аспектом антимонопольной политики государства и поддержания рабоспособности рыночного механизма является правовая защита производителей и потребителей.

Прежде всего должно быть обеспечено право собственности и экономической самостоятельности.

Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества.

Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения. [3]

Изначально государственное воздействие на экономику в условиях рынка может быть представлено целенаправленной системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемой соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.

Присутствие государственного вмешательства желательно и даже обязательно для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям ее функционирования.

Решение каждой из проблем развития социально-экономической системы, перечисленных на первом уровне предлагаемой схемы, невозможно без участия общегосударственных, региональных, местных органов власти. Следовательно, существует объективная необходимость в применении системы целенаправленных государственных мер для их решения, причем эта необходимость возрастает.

С другой стороны, по мере экономического и социального развития появляется и объективная возможность в осуществлении мер государственного регулирования экономики. Делает возможным это регулирование прежде всего все возрастающая концентрация производства и капитала, вертикальная и горизонтальная интеграция в экономике.

Экономические объекты государственного вмешательства, его масштаб и глубина, формы воздействия на рынок диктуются степенью общественно-политического и экономического развития страны, региона, остротой противоречий экономического и социального характера, которые наблюдаются в данный период времени.

Поэтому и степень развитости системы государственного участия и регулирования рынка различается в отдельных странах.

Традиционно сильны, например, позиции государства в экономике некоторых западноевропейских стран (Франция, Испания, Германия, Нидерланды), в Японии; активно усиливается роль государства в экономическом росте многих стран Азии и Латинской Америки.

Сами исторические условия развития, национальные традиции, особенности государственного устройства и место в общемировой экономической интеграции сделали государство в этих странах важнейшим участником экономических отношений и главным регулятором рынка и последствий изменений на нем.

При этом менее заметна роль государства в регулировании экономики в США, Канаде, социально-экономические и политические условия развития которых традиционно и объективно отличались от ранее перечисленных стран Европы, Азии, Латинской Америки.

И наконец, принципиально важна роль государственного регулирования в странах с неразвитой рыночной структурой, куда можно отнести страны с исторически обусловленным низким уровнем и односторонностью экономического развития, а также страны, осуществлявшие (или осуществляющие) переход от директивной экономики на базе всеобъемлющего характера государственной собственности к рыночной экономике, основанной на многоукладности хозяйства, разнообразии и равноправности всех форм собственности.

По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и экономические. Косвенные формы регулирования экономической деятельности с участием государства через денежно-кредитные механизмы. .

Как следует из названий блоков, переориентация (корректировка) интересов экономических субъектов на общенациональные, социальные, перспективные цели может быть достигнута государством либо силой его юридической (законодательной и исполнительной) власти, либо экономическими давлением или поддержкой.

Заметим, что соотношение этих принципиально различающихся по способу воздействия инструментов регулирования так же, как и сама по себе степень государственного регулирования экономики, существенно различается по отдельным странам и в различные периоды экономического развития.

Там, где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами, и прежде всего косвенными формами регулирования.

И наоборот, там, где степень развитости экономической системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись.

Общий перечень возможных направлений государственного вмешательства в экономику может выглядеть довольно развернутым: разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики; создание государственного сектора и управление им; перераспределение доходов; разработка и реализация программ развития экономики; борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий; контроль над ценами и заработной платой; регулирование учетной ставки; установление сроков, норм и методов амортизации; регулирование налогов; эмиссионная деятельность; стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний; защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии).

Таким образом, государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.

Источник: https://studopedia.su/10_136080_ponyatie-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki.html

Государственное регулирование экономики

Понятие и способы государственного регулирования экономической деятельности

Регулирование экономики внутри страны осуществляется путем различных мер, причем их комплекс постоянно увеличивается. Это можно объяснить тем, что масштаб экономики растет. В связи с усложнением структуры экономики необходимо делать точные прогнозы, уметь предугадывать и своевременно реагировать на возникающие факторы, которые негативным образом влияют на рынок.

Государственное регулирование экономики – это комплекс мер, которые осуществляет конкретное государство для поддержания высоких темпов экономического роста и экономической, социальной стабильности общества.

Способы государственного регулирования экономики

Существуют различные варианты экономической политики, проводимой государством в тех или иных условиях. Оно может устанавливать ограничительные нормы, поддерживать отечественного производителя или укреплять международное торговое сотрудничество. Рассмотрим основные способы регулирования экономики.

Прямое регулирование

Данный вариант предполагает, что государство вмешивается в экономическую сферу жизни общества, применяет административные методы. Прямое вмешательство государства оказывает воздействие на принятие законодательных актов, систему государственных заказов.

Это выражается в:

  • принятии экономических законов. Например, антимонопольный закон, запрещающий фирмам искусственно объединяться. Или закон о защите частной собственности.
  • развитии государственного сектора в экономике. Например, постройка государственных фабрик и заводов.
  • перераспределении доходов и ресурсов.

Косвенное регулирование

Методы косвенного вмешательства оказывают влияние только на экономические интересы предприятий. К ним относятся, например, регулирование курса валюты, штрафы, пошлины, квоты. Государством используются методы бюджетно-налоговой (фискальной), кредитно-денежной (монетарной) политики.

При использовании этих методов государство напрямую не вмешивается в деятельность предприятий и различных субъектов экономики. Лишь создает такие условия, чтобы при принятии экономических решений предприятия шли тем путем, который соответствует задачам и целям государственной экономики.

Фискальная или бюджетно-налоговая политика государства

Заключается в контроле над экономикой с помощью изменения величин доходов и расходов в государственном бюджете.

Цели такой политики будут: стабилизация экономического роста государства, контроль уровня безработицы, полная ресурсная занятость, поддержание стабильного уровня цен.

Чтобы достичь вышеперечисленных целей, государство использует налоги, штрафы, трансферты, гос. закупки, пошлины, субсидии и т.п.

Кредитно-денежная или монетарная политика

Представляет собой политику государства, которая оказывает влияние на объем денежных масс, введенных в оборот с целью обеспечения стабильности внутренних цен, занятости населения и роста показателей производства. В Российской Федерации монетарную политику осуществляет Центральный Банк.

Различают два вида монетарной политики:

  1. Стимулирующая. Проводится в период «спада» экономического цикла с целью поддержания экономики, и борьбы с безработицей.
  2. Сдерживающая. Проводится в период «бума» и направлена на борьбу с инфляцией.

Политика протекционизма

Представляет собой комплекс ограничений импорта с помощью ввода высоких таможенных пошлин.

Государство запрещает ввоз определённых продуктов, используются различные меры по борьбе с конкуренцией иностранных изделий с местными.

Протекционизм – это политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. При протекционизме в государстве поддерживаются только отечественные производители.

Политика меркантилизма

Проводилась с целью продвижения идеи о преобладании вывоза товаров над ввозом с целью накопления золота, средств внутри страны. Заключалась в поощрении экспорта.

Административные методы регулирования экономики

Эти методы основываются на государственной власти. Целью административных мер является создание правовых условий, наиболее удобных для укрепления частного сектора.

Функции:

  • поддержание стабильности;
  • защита конкурентности;
  • гарантия прав собственности;
  • обеспечение свободой в принятии экономических решений;
  • поддержка слабо защищенных частей населения.

В странах с развитой экономикой административные методы используются редко, в самых крайних случаях. Например, во время военного положения, кризисов и т.п.

Экономические меры регулирования экономики

Нацелены на создание условий, с помощью которых можно направить субъекты рынка в нужную государству «сторону» (монетарная, фискальная политика, прогнозы, планы и программы развития экономики.)

Вмешательство государства в экономику является неотвратимым и необходимым процессом для поддержания комфорта и стабильности жизни общества.

Регулируется денежное обращение, курс валюты, уровень безработицы и др.

Экономисты признают государственное регулирование целенаправленным процессом влияния на части внутреннего и внешнего рынка для достижения равновесия и стабильности роста экономической системы.

Источник: http://rrepetitor.ru/economics/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.