Общие положения об охране смежных прав

О правовой охране смежных прав в российской федерации

Общие положения об охране смежных прав

В статье доктора юридических наук, начальника Отдела права Евразийского патентного ведомства В.И.

Еременко рассмотрены особенности правовой охраны смежных прав в Российской Федерации после принятия части четвертой Гражданского кодекса РФ, расширившей перечень объектов смежных прав, охраняемых в нашей стране.

К трем традиционным объектам (исполнение, фонограмма, сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач) добавлены два новых – содержание базы данных, обнародованные публикатором произведения.

Смежные права впервые получили правовую охрану в нашей стране на основании статей 141 – 143 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Указанные нормы действовали в Российской Федерации ровно год – с 3 августа 1992 г. по 3 августа 1993 г., когда вступил в силу Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 “Об авторском праве и смежных правах” (далее – Закон об авторском праве).

С принятием части четвертой Гражданского кодекса РФ к традиционным объектам смежных прав (исполнения, фонограммы, передачи (сообщения) в эфир или по кабелю радио- или телепередач) добавились новые объекты смежных прав (содержание баз данных, произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные публикатором после их перехода в общественное достояние).

Правовая охрана смежных прав (neighboring rights, droits voisins) в мировой практике введена сравнительно недавно. Как указывают Л. Бентли и Б. Шерман, в Великобритании в 1925 г. на основании Закона “О защите прав исполнителей музыкальных и драматических произведений”, вошедшего впоследствии с некоторыми изменениями в Законы “О защите прав исполнителей 1958 и 1972 гг.

“, были введены уголовно-правовые санкции, призванные положить конец повальному нарушению прав исполнителей на закрепление и последующее использование записей с их исполнением. Судебная практика дополнила эти меры признанием возможности гражданско-правовой защиты в виде иска о возмещении убытков, которые были причинены деяниями, запрещенными уголовным законодательством .

Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: Авторское право. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 512, 513.Права, смежные с авторскими (смежные права), являются зависимыми, производными от авторских прав. Они зависят от авторских прав, даже когда произведение не охраняется по той или иной причине (истек срок охраны; произведения народного творчества).

В подобных случаях можно говорить об условном характере зависимости смежных прав, поскольку без произведения невозможно его исполнение, запись на фонограмму или сообщение в эфир либо по кабелю.

Эффект производности смежных прав от авторских, равно как и второразрядный статус субъектов смежных прав стал причиной того, что смежные права не были урегулированы в универсальном международном договоре в сфере авторского права – Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. в редакции Парижского акта 1971 г. (далее – Бернская конвенция).

На международном уровне объекты смежных прав получили правовую охрану в соответствии с положениями Международной конвенции по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, заключенной в Риме 26 октября 1961 г. (далее – Римская конвенция), к которой Россия присоединилась с 26 мая 2003 г.

Российская Федерация участвует также в Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от 29 октября 1971 г. (с 13 марта 1995 г.), Конвенции о нераспространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники от 24 мая 1974 г. (с 20 января 1989 г.) и Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 г. (с 5 февраля 2009 г.).

Смежным правам в части четвертой ГК РФ посвящена глава 71 “Права, смежные с авторскими”, состоящая из шести параграфов: § 1 “Общие положения”, § 2 “Права на исполнение”, § 3 “Право на фонограмму”, § 4 “Право организаций эфирного и кабельного вещания”, § 5 “Право изготовителя базы данных”, § 6 “Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства”.

Как следует из вышеизложенного, только название § 2 сформулировано во множественном числе, хотя в статьях 1323 и 1338 ГК РФ предусмотрены соответственно права изготовителя фонограммы и права публикатора, поскольку включают не только исключительные, но и личные неимущественные права.

Параграф 1 гл. 71, где изложены общие положения, состоит из 10 статей, многие из которых содержат отсылки к статьям главы 70, регулирующей авторские права.

В соответствии с пунктом 1 ст.

1303 ГК РФ, смежные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), содержание баз данных, а также произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после перехода в общественное достояние, признаются интеллектуальными. Как указывалось ранее, перечень объектов смежных прав включает три традиционных объекта (исполнения, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю) и два новых (содержание баз данных, обнародование публикатором произведения).

Согласно статье 1226 ГК РФ интеллектуальные права признаются на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

В перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в соответствии с пунктом 1 ст.

1225 включены, в частности, исполнения, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач, а также произведения науки, литературы и искусства и базы данных.

Если два последних объекта толковать расширительно, с учетом принципа экономии правового материала, их указание в данном перечне можно расценивать по “двойному назначению”, т.е. в качестве объектов как авторских, так и смежных прав.

В перечне пункта 1 ст. 1225 закреплены либо результаты интеллектуальной деятельности, либо приравненные к ним средства индивидуализации. Указанный перечень является закрытым, и это обстоятельство приводит к явному противоречию с перечнем объектов смежных прав.

Ведь из перечня объектов смежных прав только исполнения артистов – исполнителей и дирижеров и постановки режиссеров – постановщиков спектаклей можно признать результатами интеллектуальной деятельности, отвечающими требованиям статьи 1228 ГК РФ о создании таких результатов творческим трудом их авторов.

При создании остальных объектов смежных прав не требуется творческая деятельность, поэтому они не могут быть признаны результатами интеллектуальной деятельности, на которые распространяются интеллектуальные права.

Деятельность изготовителей (фонограмм, баз данных), вещательных организаций и публикаторов может быть квалифицирована как организационно-техническая.

Сказанное лишний раз подтверждает вывод о неудовлетворительной редакции статьи 1225 ГК РФ, в том числе в отношении закрытого (исчерпывающего) перечня результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

В пункте 1 ст. 1304 ГК РФ приведен перечень объектов смежных прав, некоторым из них даны определения, более подробно они будут рассмотрены в дальнейшем изложении. По общему правилу для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (п. 2 ст. 1304).

В пункте 3 данной статьи предусмотрены условия предоставления на территории России правовой охраны некоторым объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации (о четырех таких договорах указывалось выше), т.е. иностранным физическим или юридическим лицам.

Охрана осуществляется в отношении исполнений, фонограмм и сообщений передач организаций эфирного и кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в России вследствие истечения предусмотренного Кодексом срока действия исключительного права.

Упомянутые выше положения воспроизводят с небольшими изменениями норму пункта 4 ст. 35 ранее действовавшего Закона об авторском праве. Сходные положения сформулированы также в абзаце первом п. 4 ст. 1256 ГК РФ в отношении произведений науки, литературы и искусства.

Судя по названию статьи 1305 ГК РФ, она посвящена знаку правовой охраны смежных прав, хотя объем ее правового регулирования шире, поскольку включает также определение понятия “экземпляр фонограммы”.

Знак правовой охраны смежных прав предусмотрен статьей 11 Римской конвенции, если национальное законодательство договаривающихся государств требует его проставления в качестве соблюдения формальностей по фонограммам.

Согласно российскому законодательству проставление указанного знака носит диспозитивный характер и не служит расширению объема предоставляемых смежных прав.

Так, изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале и экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов – латинской буквы “P” в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

В связи с развитием средств коммуникации (цифровая форма записи звуков) несколько изменено понятие экземпляра фонограммы по сравнению с таким же понятием, закрепленным в статье 4 Закона об авторском праве.

В настоящее время под экземпляром фонограммы понимается копия на любом материальном носителе, изготовленном непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме.

Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

В статьях 1307 и 1308 ГК РФ установлены основные договорные формы распоряжения исключительным правом на объект смежных прав (договор об отчуждении и лицензионный договор), сформулированные по шаблону, установленному для всех результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Так, по договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона (исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения, иной правообладатель) передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне (приобретателю исключительного права). В соответствии с лицензионным договором одна сторона (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленном договором пределах.

В ряде литературных источников указанные выше определения трактуют таким образом, что договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор может быть как реальным (“передает”), так и консенсуальным (“обязуется передать”) . Такой подход является ошибочным, поскольку не учитываются особенности самих объектов смежных прав.

Договоры об отчуждении исключительного права и лицензионные договоры по определению не могут быть реальными. Необходимо учитывать, что в пункте 2 ст. 433 ГК РФ, в соответствии с которым дается обоснование реальным договорам, сделана ссылка на статью 224, где говорится о передаче вещи.

И нет никаких оснований распространять действие этой статьи на нематериальные объекты, какими являются результаты интеллектуальной деятельности, поскольку нематериальные объекты невозможно передать в вещно-правовом смысле данного слова.

При этом не следует смешивать сами результаты интеллектуальной деятельности с материальными носителями, где воплощены такие результаты и средства, которые, естественно, могут передаваться.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/62973-pravovoj-okhrane-smezhnykh-prav-rossijskoj-federacii

Общие положения о смежных правах

Общие положения об охране смежных прав

Смежными правами называютсяправа близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав.

Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен, либо произведение может вообще не охраняться авторским правом (например, срок охраны может истечь, исполнятся будет произведение фольклора либо речь идет о записи звуков природы, пения птиц и т.д.

Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания, включить в содержание базы данных или впервые обнародовать после перехода произведения в общественное достояние.

Необходимость правовой охранысмежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т.д.

Появление новых технических средств воспроизведения звуко- и видеозаписи, радио и телевещания поставило вопрос о необходимости решения проблемы охраны прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм, радио и телевещательных организаций.

Производители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм любым способом и в любой форме, доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности, а также по проводам или средствам беспроволочной связи, коммерческий прокат оригинала и экземпляров своей фонограммы для публики даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению.

Нормы главы 71 ГК РФ закрепляют пять видов смежных:

– права на результаты исполнительской деятельности (исполнения),

– права на фонограммы,

– права на сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),

– права на содержание баз данных,

– права на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

У них разные объекты и субъекты, различаются они также по объему и содержанию сами права. Общим у них является то, что они производны от авторских прав.

Смежные права могут переходить другим лицам по договорам, в порядке правопреемства другим лицам.

Смежные права охраняются и защищаются теми же способами, что и авторские права на произведения науки, литературы и искусства.

Права на исполнение

Под исполнениемпонимается представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танцев в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Исполнение как объект права, смежного с авторским, возникает с момента окончания такого представления, во время представления происходит процесс возникновения этого объекта.

Если одно произведение представляется посредством живого исполнения несколько раз, то имеет место использование одного произведения и возникновение при каждом исполнении новых объектов смежного права.

Каждое последующее исполнение одного и того же произведения исполнителем будет являться новым и самостоятельным объектом права, смежного с авторским, что означает, что каждому исполнению предоставляется самостоятельная охрана.

Отсюда вытекает, что последующие исполнения охраняются и используются независимо от охраны и состояния прав на предыдущие исполнения. Кроме того, законодатель приравнивает к исполнению как объекту прав, смежных с авторскими, постановку спектакля, результат работы дирижера.

Постановкойпризнается одна из форм исполнения. При этом следует подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если “живое” исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания. Примечательно, что постановки в международных соглашениях не включаются в число объектов прав, смежных с авторскими.

Субъектамиданного смежного права являются артист-исполнитель, режиссер-постановщик спектакля и дирижер.

1. Артист-исполнитель – это актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера.

2. Режиссер-постановщик спектакля – это лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления.

3. Дирижер это музыкант, управляющей оркестром или хором при исполнении музыкального произведения.

В силу ст.

1314 ГК РФ смежные права могут возникать в случаях совместного исполнения, в этом случае они принадлежат совместно членам творческого коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

 При этом разделяют нераздельное исполнительство, когда исполнение составляет неразрывное целое (например, выступление вокально-иструментального ансамбля, когда все артисты одновременно играют и поют, или дуэта исполнителей), и исполнение, состоящее из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение (например, выступление певца и оркестра).

Если у творческого коллектива исполнителей есть художественный руководитель, то он осуществляет смежные права в интересах исполнителей.

При отсутствии руководителя коллектива исполнителей смежные права на совместное исполнение осуществляются членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

При этом, если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

В тех случаях, когда исполнение состоит из элементов, использование которых возможно независимо от других элементов, такой элемент совместного исполнения может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению. Однако это правило носит диспозитивный характер и соглашением между членами коллектива исполнителей может быть предусмотрено иное.

Взаимоотношения соисполнителей, связанные с распределением доходов от использования исполнения определяются соглашением между ними.

Каждый из соисполнителей может использовать исполнение по своему усмотрению, если законом или соглашением между соисполнителями не предусмотрено иное.

Доходы от совместного использования исполнения распределяются между всеми соисполнителями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Каждый из соисполнителей может самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соисполнителями исполнение образует неразрывное целое.

Согласно ст. 1315, 1317 ГК РФ права исполнителя делятся на имущественные и личные неимущественные права.

Личные неимущественные права исполнителя включают в себя:

право авторства – право признаваться автором исполнения;

право на имя – право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае совместного исполнения, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

право на неприкосновенность исполнения – право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения. Право на неприкосновенность исполнения не означает запрета исполнителем на подражание.

После смерти исполнителя его личные неимущественные права охраняются в соответствии со ст. 1316 ГК РФ, причем так же как и авторские права.

Источник: https://studopedia.net/7_33706_obshchie-polozheniya-o-smezhnih-pravah.html

Смежные права и их охрана

Общие положения об охране смежных прав

Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литера­туры и искусства российское авторское право признает и охра­няет смеж­ные права, получившие свое название ввиду их близости и тесной связи с правами авторов.

Смежные права стали охраняться в нашей стране лишь с 4 ав­густа 1992 г., когда на территории РФ были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и респуб­лик 1991 года, общие нормы которого получили развитие в За­коне об авторском праве, посвятившем смежным правам специ­альный раздел, в котором уточнен состав охраняемых смежных прав.

Смежные права– права исполнителя, производи­теля фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания.

Субъектысмежных прав:

1.Исполнители (актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие произведения литературы и искусства, а также режиссеры-постановщики спектаклей I и дирижеры);

2.Производители фонограмм, т. е. звуковых записей исполнений или иных звуков;

3.Организации эфирного или кабельного вещания, сообщающие произведения, исполнения, постановки, программы для всеобщего сведения по радио и телевидению, включая кабельное.

Права исполнителя признаются за ним и охраняются законом в случаях, если:

исполнитель является гражданином РФ;

исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;

исполнение, постановка записаны на фонограмму;

исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю (п. 1 ст. 35 Закона об авторском праве).

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элемен­тов:латинской буквы «Р» в окружности; имени (наи­менования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы.

Охрана смежных прав действует в течение 50 летпосле первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имяи на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного по­сягательства охраняются бессрочно.

Исключительные права исполнителяв отно­шении его исполнения или постановки:

– право на имя;

право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству ис­полнителя;

– право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая возможность осуществления передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю исполнения или по­становки, запись ранее не записанных исполнения или постановки, воспроизведения записи исполне­ния или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей и др.;

– право на использование фонограммы в любой фор­ме (включая действия по воспроизведению, пере­делыванию или переработке любым иным способом фонограммы, распространению экземпляров фоно­граммы, вывозу за пределы границы РФ).

Организации эфирного вещания в отношении ее передачи принадлежат права:

– одновременно пере­давать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания;

– сообщать передачу для всеоб­щего сведения по кабелю;

– записывать передачу;

– воспроизводить запись передачи;

– сообщать пере­дачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Лекция 8. Защита авторских и смежных прав.Личные неимущественные и имущественные авторские права.

1. Формы защиты авторских и смежных прав.

2. Способы защиты авторских и смежных прав.

3. Личные неимущественные авторские права.

4. Имущественные права автора.

Защита авторских прав и смежных прав — совокуп­ность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании.

Субъекты права на защиту– авторы произве­дений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники.

Нарушитель авторских и смежных прав– физическое или юридическое лицо, которое не вы­полняет требований, установленных законодательством.

За нарушение предусмотренных действующим за­конодательством авторских и смежных прав насту­пает гражданская, уголовная и административная ответственность.

За защитой своего права обладатели исключи­тельных авторских и смежных прав вправе обратить­ся в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предвари­тельного следствия в соответствии с их компетен­цией.

Эти формы защиты авторских и смежных прав можно разделить на два вида: юрисдикционная и неюрисдикционная формы.

В рам­ках юрисдикционной формы, в свою очередь, выделяется об­щий и специальный порядок защиты. По общему правилу защи­та авторских и смежных прав, а также охраняемых законом ин­тересов их обладателей осуществляется в судебном порядке.

В качестве средства защиты выступает судебный иск, т.е.

об­ращенное к суду требование об отправлении правосудия, с од­ной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношений — с другой.

Специальным порядком защиты авторских и смежных прав является административный порядок их защиты (ст. 11 ГК).

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой дей­ствия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам.

Способы защиты авторских и смежных прав — закреп­ленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производятся восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Способы защиты:

– признание авторского и смежного права;

– восстановление положения, существовавшего до наруше­ния права;

– пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

– возмещение убытков, включая упущенную выгоду или взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации в твердой сумме;

– компенсация причиненного морального вреда;

– при­нятие иных, предусмотренных законодательством мер.

Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или ар­битражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентовот суммы, присужденной судом в пользу истца. Сум­ма штрафов направляется в установленном законода­тельством порядке в соответствующие бюджеты.

Личные неимущественные и имущественные авторские права.

По своему экономическому содержанию авторские права делятся на личные неимущественные и имущественные. Последние могут принадлежать в силу закона, договора или наследования любым субъектам авторского права.

Личными же неимущественными правами могут обладать только авторы произведений.

Данные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Источник: https://studopedia.su/8_45935_smezhnie-prava-i-ih-ohrana.html

Общие положения о смежных правах | Студент-Сервис

Общие положения об охране смежных прав

В соответствии со ст. 1304 ГК РФ смежными правами являются интеллектуальные права:

– на результаты исполнительской деятельности (исполнения);

– на фонограммы;

– на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания);

– на содержание баз данных;

– на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права.

Объектами смежных прав являются:

– исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

– фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

– сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

– базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

– произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

При регулировании объектов смежных прав существенное значение имеют нормы международного права. В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:

– Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);

– Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.; вступила в силу для Российской Федерации 26 мая 2003 г.);

– Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.);

– Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.).

Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания:

– не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты;

– не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Как и в отношении авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре.

Знак охраны смежных прав состоит из трех элементов:

– латинской буквы “P” в окружности;

– имени или наименования обладателя исключительного права;

– года первого опубликования фонограммы.

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме.

Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях (ст. 1245 ГК РФ).

Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Согласно ст. 1306 ГК РФ использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК РФ), а также в иных случаях, предусмотренных главой 71 ГК РФ.

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе самостоятельно распоряжаться своими интеллектуальными правами.

В частности, они вправе заключать договоры об отчуждении исключительного права на объект смежных прав и лицензионные договоры о предоставлении права использования объекта смежных прав.

По договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона – правообладатель – передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне – приобретателю исключительного права (ст. 1307 ГК РФ).

Сторонами в договоре являются обладатель исключительного права (исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель) и приобретатель исключительного права, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо.

По лицензионному договору лицензиар предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах (ст. 1308 ГК РФ).

Лицензиаром является исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель, а в качестве лицензиата может выступать любое лицо.

В соответствии со ст. 1311 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав, установленных ГК РФ, обладатель исключительного права (ст. ст. 1250, 1252 и 1253) вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

– в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

– в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

При этом обладатель исключительного права может использовать и другие способы защиты.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/obshhie-polozheniya-o-smezhnyh-pravah/

Смежные права: основные положения

Общие положения об охране смежных прав

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами.

Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже.

Также в главе “Смежные права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия “смежные права”. С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами.

Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы.

Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав.

Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Статья 1304 Гражданского кодекса

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права.

Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими.

Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты.

Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права.

Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав.

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав».

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных.

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему “Виды смежных прав”

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими.

Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам.

Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.

Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/prava-smezhnye-s-avtorskimi/smezhnye-prava/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.