Многообразие и равноправие форм собственности

Статья 8 Конституции России

Многообразие и равноправие форм собственности

Текст Ст. 8 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год:

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Комментарий к Ст. 8 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи обусловлена федеративным характером России.

Наряду с определенной самостоятельностью субъектов Федерации федеративное государство должно обеспечивать единство экономического пространства (единство рынка).

Оно является одним из главных элементов обеспечения целостности государства такого типа, поскольку экономические связи между отдельными регионами — наиболее прочные связующие элементы.

Кроме того, создание отдельных региональных рынков, изолированных от федерального, чревато экономическими потерями всех участников.

Случаи экономического сепаратизма уже были в практике СССР и Российской Федерации, следствием чего стало принятие Указа Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г.

«О едином экономическом пространстве РСФСР»*(27), а впоследствии и закрепление данного принципа в Конституции РФ.

Для обеспечения единства экономического пространства Конституция РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

Принцип единства экономического пространства обусловливает также обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона*(28).

Кроме того, ст.

74 Конституции РФ гласит, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.

1), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2).

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств развивает принцип единства экономического пространства и реализуется с помощью запрета для федеральных и региональных властей принимать решения, препятствующие свободному движению товаров, услуг и капиталов, а также установления единства стандартов, метрической системы, статистики, бухгалтерского учета, денежно-кредитной системы.

Помимо единства экономического пространства, в федеративном государстве гарантии, установленные частью первой комментируемой статьи, призваны обеспечивать свободное развитие рыночной экономики на всей территории России. Исходя из этого, Конституция РФ предусмотрела принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

В соответствии с законодательством РФ конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке.

В свою очередь, монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью*(29).

Конкуренция между субъектами экономической деятельности стимулирует развитие экономики, появление новых технологий, востребованность производимых товаров, работ и услуг как на локальном (внутри данного государства), так и на глобальном (международном) рынке.

В условиях рыночной экономики поддержка конкуренции и недопущение монополистической деятельности является важнейшей функцией государства, призванной обеспечить эффективное функционирование рынка. Свободная конкуренция — самое необходимое условие свободы экономической деятельности.

Антимонопольное законодательство начало формироваться в экономически развитых странах в середине XIX в. Законодательство России в сфере защиты конкуренции лишь формируется. В настоящее время в России действует Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Свобода экономической деятельности может рассматриваться в нескольких аспектах. Прежде всего, это свобода выбора вида экономической деятельности, в частности определение для каждого человека быть ли ему предпринимателем, наемным работником или вообще не заниматься никакой экономической деятельностью.

Когда принято решение об осуществлении предпринимательской деятельности, свобода экономической деятельности проявляется в свободе выбора формы такой деятельности (индивидуально или совместно с иными лицами путем создания юридического лица) и сферы, в которой будет вестись предпринимательская деятельность.

Кроме того, свобода экономической деятельности может проявляться как свобода приобретения, владения и распоряжения объектами гражданских прав, свобода договора и т.д.

Отметим, что Конституция РФ широко использует термин «экономическая деятельность», не раскрывая при этом его содержания. Перечень видов экономической деятельности устанавливается Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)*(30).

При этом в классификаторе отмечается, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (выполнение работ, оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг). Иными словами, экономическая деятельность — это деятельность по созданию общественно полезного продукта.

Вместе с тем следует иметь в виду, что свобода экономической деятельности не абсолютна.

Она может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст.

55 Конституции РФ). Так, например, ограничениями свободы экономической деятельности является государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности и лицензирование.

Перечисленные принципы развиваются и дополняются в актах Конституционного Суда России и в действующем законодательстве РФ. Например, выделяются принципы справедливости, стабильности гражданского оборота, добросовестности, баланса частных и публичных интересов.

2. Конституция РФ среди всех элементов экономической системы выделяет институт собственности.

Это связано с тем, что именно отношения собственности составляют фундамент любой экономической системы и во многом определяют особенности ее функционирования в конкретном государстве.

Право собственности как субъективное право является первым и основным из вещных прав, определяющих отношение человека к вещам и отношения людей по поводу вещей.

В конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. Российская Федерация осуществила кардинальную смену экономической системы. От командно-административной экономики Россия перешла к построению рыночной экономики.

Несмотря на то что приверженность авторов Конституции РФ к идее рыночной экономики не нашла прямого отражения в Основном законе, в отличие, например, от проекта Конституции РФ, подготовленного Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ*(31), в ее тексте закреплены основные принципы, определяющие реализацию именно этого типа экономической системы и невозможность возврата к ранее существовавшему типу командно-административной экономики.

Среди факторов, отличающих рыночный тип экономики от командно-административного, можно назвать многообразие форм собственности. Примечательно, что Конституция России в комментируемой статье не только провозгласила признание существования различных форм собственности, но и гарантировала их равную защиту.

Вместе с тем очевидно, что различные формы собственности не могут быть равны между собой. В частности, существуют такие виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Различны также способы приобретения и прекращения права собственности для различных субъектов. Исходя из этого, Конституция РФ говорит не о равенстве, а о «признании и защите равным образом» всех форм собственности.

Признание государством существования множества форм собственности означает, что все они имеют равные основания для существования в данной экономической системе. Таким образом, придание одной из форм собственности приоритета по отношению к иным будет противоречить ст. 8 Конституции РФ.

Принцип равной защиты всех форм собственности проявляется в том, что для всех форм собственности установлен одинаковый правовой режим, а все особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Основной, доминирующей формой собственности в рыночной экономике является частная (что подчеркивается тем, что в Конституции РФ она указана первой в перечне форм собственности).

Частная собственность — собственность граждан и юридических лиц.

В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать этим субъектам. Частная собственность — основа экономической системы.

В зависимости от модификации рыночной экономической системы конкретного государства частная собственность занимает до 90-95% в общей структуре собственности.

Тем не менее в любом государстве существует определенная часть имущества, принадлежащая публичным образованиям.

К таким образованиям относятся в Российской Федерации сама Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

Поскольку органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ), то и государственная собственность отлична от муниципальной.

Как можно понять из названия, субъектом государственной собственности, собственником, выступает государство. При этом под государством в комментируемой норме понимается не только сама Российская Федерация, но и ее субъекты.

Таким образом, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и ее субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Последняя прямо названная в Конституции РФ форма собственности, муниципальная, означает имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.

От имени органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований правомочия собственника осуществляют соответственно органы государственной власти и местного самоуправления.

Государственная и муниципальная собственность могут быть объединены понятием «публичная собственность», использующимся в законодательстве ряда зарубежных государств, однако ни Конституция РФ, ни текущее законодательство такого термина не содержат.

Если частная собственность — это принадлежность имущества конкретным физическим или юридическим лицам, то публичная собственность предполагает принадлежность имущества всем гражданам, составляющим государство или всем постоянным жителям поселения, составляющего муниципальное образование.

Примечательно, что Конституция России оставляет перечень форм права собственности открытым. Таким образом, допускается возможность существования иных форм, например смешанной собственности публичного образования и юридического лица.

В частности, среди «иных» форм собственности заслуживает упоминания акционерная собственность, собственность общественных объединений, церковная и казачья собственность.

Установление открытого перечня форм собственности представляется обоснованным, поскольку экономическая система России находится в стадии становления, а следовательно, законодательство России должно содержать резервы для развития и не ограничивать экономику там, где это не оправданно с точки зрения ее развития и роста. Смысл конституционного регулирования в условиях становления рыночной экономики, очевидно, должен сводиться к закреплению плюрализма форм собственности, их равноправия и законодательных гарантий прав собственника.

Вместе с тем реальное положение форм собственности в экономике России далеко от идеальной конструкции, предусмотренной Конституцией РФ.

На разных этапах развития экономики России государство как стремилось к расширению частного сектора, так и пересматривало свою политику в пользу создания крупных государственных корпораций.

При этом защита частной собственности посредством конституционных норм существенно затруднена в силу отсутствия в Конституции РФ реальных механизмов защиты закрепленных в ней экономических ценностей и взглядов.

Источник: http://konstRF.ru/8

Многообразие и равноправие форм собственности (признание различных форм собственности и равная их защита. Ст. 8,9)

Многообразие и равноправие форм собственности

Приоритет международного права (подписанные международные договоры обладают большей юридической силой, чем внутреннее законодательство, принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ. Ст. 15).

Конституция Российской Федерации

Административная ответственность наступает с 16 лет.

Меры административного взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие орудия или предмета правонарушения, лишение специального права, конфискация орудия или предмета правонарушения, исправительные работы (в течение определенного времени из заработка удерживается некоторая сумма в доход государства), административный арест (15 суток с принудительными работами в дневное время).

Уголовная ответственность– характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия, наступает за совершение преступления, предусмотренного нормами уголовного пра­ва, и только на основании приговора суда.

Основные уголовные наказания:

основные(применяются самостоятельно): обязательные работы, исправительные работы, ограничения по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

дополнительные (применяются в сочетании с основными): конфискация имущества, лишение воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственных наград.

В качестве как основных, так и дополнительных наказаний могут применяться лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, а также штраф.

Материальная ответственность– возмещение предприятию имущественного ущерба (измеряется в денежной форме), который наступил в результате неправильных действий работника в процессе выполнения им трудовых функций.

Понятием «конституция»(латин. constitutio – установление, уст­ройство) обозначается основной закон государства.

Конституция РФ является основным законом государства, опре­деляет государственное устройство, регулирует образование органов власти страны, закрепляет права и свободы человека и гражданина, устанавливает принципы избирательной системы.

В 1993 годупо итогам общенародного референдума была принята нынешняя (пятая) Конституция РФ, закрепившая основы конституци­онного строя страны в условиях рыночной экономикии курса на постро­ение правового демократического государства.

Особенности Конституции РФ в отличие от любого другого закона страны:

принимается народом (или от его имени);

обладает высшей юридической силой.Никакие иные нормативные акты не должны ей проти­воречить;

имеет всеохватывающий характер, распространяется на все сферы жизни общества;

является основой для всех иных источников права, выступает основой всех отраслей права;

обладает определенной стабильностью;

находится под особой охраной. Гаранта­миКонституции являютсяПрезидент РФ и Конституционный Суд РФ;

имеет особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок– для принятия закона, вносящего в нее изменения или допол­нения, требуется большинство: не менее трех четвертей от об­щего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Основные задачи Конституции РФ:

1. Преобразование России в демократическое правовое государство;

2. Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами.

Функции конституции:

политическая (определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие;

правовая (ядро правовой системы, основа всех отраслей права, делает законодательство целостной системой);

гуманистическая (воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, согласуется с нормами международного права);

учредительная (устанавливает порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти);

мировоззренческая (формирование правого сознания населения).

Основныечерты Конституции Российской Федерации 1993 года заключаются в следующем:

имеет прямое действие, применяется на всей территории страны и является обязательным руковод­ством для судов и иных государственных органов;

провозглашает в качестве высшей цен­ности права и свободы человека;

гарантирует единство экономическогопространства,свободное перемещение товаров, финансо­вых средств, свободу экономической деятельности;

признает идеологическое и политичес­кое многообразие, многопартийность;

подчеркивает равноправие всех субъек­тов федерации;

– сформулировала и закрепила полномо­чия законодательного органа страны Совета Федерации, уточнила статус Правительства РФ, расширила пра­ва Президента РФ, особое внимание уделила судебной власти.

Конституционный строй Российской федерации

Первая глава Конституции РФ посвящена основам конституци­онного строя. Конституционный строй — это система экономических, социальных и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

В качестве основ конституционного строя РФ в Конституции сформу­лированы 16 статей.

Принципы конституционного строя Российской федерации:

1. Основы организации государственной власти:

1.1. Суверенитет народа (народ – единственный источник власти, власть осуществляется в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Ст. 1,2,3,4);

1.2. Федерализм (децентрализация власти, разграничение полномочий между федеральными, республиканскими и органами местного самоуправления. Ст.1,5);

1.3. Республиканская форма правления(избрание или назначение высший органов власти на определенный срок. Ст.1);

1.4.Разделение властей(законодательная, исполнительная и судебная ветки власти разграничены в полномочиях и не вмешиваются в дела друг друга. Ст. 10, 11);

1.5. Правовое государство(деятельность государства подчиняется принципам права, а не политической целесообразности. Государство признает неотчуждаемые права и свободы человека, обязано соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Ст. 1,4,15,18);

2. Основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина:

2.1. Признание человека, его прав высшей ценностью (защита этих прав и свобод – главная обязанность государства. Ст. 2);

2.2. Демократическое государство(признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина. Ст. 1,2,3,30,32);

3. Основы организации жизни гражданского общества:

3.1. Социальное государство (создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, поддержание социально неимущих слоев. Ст. 7);

Функции социального государства:

ограничительная функция (ограничение монополий, регулирование трудовых отношений, концентрация средств на социальные нужды);

обеспечительная (социальное страхование, социальное обеспечение, гарантии получения образования);

гарантирующая (предоставление тех прав человека и гражданина, которые закреплены на конституционном уровне).

3.2. Светское государство (Ст. 14,28):

– никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

– религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

– недопущение влияния пред­ставителей различных конфессий на принятие государственных решений. В подтверждение этого в Федеральном Законе «Об основах государствен­ной службы РФ» (ред. 07.11.

2000)прямо говорится о том, что государ­ственные служащие не имеют права использовать свое служебное поло­жение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношения к ним (п. 12, ст.

11).

В России основными конфессиями являются православие и ислам, носуществуют и другие вероисповедания (иудаизм, католицизм, буддизм,баптизм и др.) Все они обрели необходимые права для своей дея­тельности.

3.3 Идеологический и политический плюрализм (запрет на признание какой-либо идеологии официальной, свобода политических мнений, многопартийность, легальная оппозиция. Ст. 13);

Ч.2 ст.8 Конституции: в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности.

К «иным формам собственности»от­носится собственность различных политических партий и общественных организаций (например, профсоюзов). Все формы собственности равно защищены в Конституции.

Это подтверждено и в Гражданском Кодексе РФ.

Согласно Конституции РФ (ст. 3),единственным источником власти в государстве является многонациональный народ России. Он может осу­ществлять свои властные полномочия в формах:

представительное народовластие, осуществляемое че­рез выборы гражданами полномочных представителей в орга­ны государственной власти и местного самоуправления;

непосредственное (прямое) народовластие, осуществ­ляемое через участие в референдумах, выборах, митин­гах, шествиях, а также путем обращения непосредствен­но в органы власти и т. д.

Высшим непосредственным выражением народовластия являются референдум и свободные выборы.

Референдум (латин. referendum – то, что должно быть сообщено, передано) – всенародное ание с целью выявления общественного мнения для решения важного государственного вопроса.

Формой непосредственного народовластия являются выборы. В России выбирают:

– Президента РФ;

– депутатов Государственной Думы Федерального собра­ния России;

– депутатов в местные органы самоуправления.

Порядок проведения референдумов и выборов в Российской Федерации является следующим:

– в РФ осуществляется всеобщее, равное, свободное, пря­мое избирательное право при тайном ании;

– согласно Конституции РФ, подготовка, проведение и ус­тановление итогов ания происходит открыто и гласно;

– право участия в референдуме, избирать и быть избранным имеют лица, достигшие возраста 18 лет;

– не имеют права участвовать в референдуме и быть избран­ными недееспособные граждане или содержащиеся в мес­тах лишения свободы по приговору суда.

В настоящее время по данным вопросам, помимо Конституции РФ, действует Федеральный Закон «Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (ред. 15.01.2002).

Источник: https://studopedia.ru/3_196508_mnogoobrazie-i-ravnopravie-form-sobstvennosti-priznanie-razlichnih-form-sobstvennosti-i-ravnaya-ih-zashchita-st-.html

Основы конституционного строя

Многообразие и равноправие форм собственности

Систему социальных, экономических иполитико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией идругими конституционно-правовыми актами определённого государства, принято называть конституционным строем.

Конституционный строй характеризуется особымипринципами (основами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государстваи общества.

Эти принципы (основы)сосредоточены в первой главе «Основы конституционного строя» Конституции РоссийскойФедерации. Отдельно подчёркивается, что данные положения не могут быть измененыиначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией и никакиедругие положения настоящей Конституции не могут противоречить основамконституционного строя Российской Федерации.

Обращает на себявнимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой,отправной точкой для положений других глав Конституции.

Можно выделить следующие принципыустройства государства и общества, которые составляют основыконституционного строя России.

· суверенитет народа;

· светское государство;

· федерализм;

· единство гражданства;

· республиканская форма правления;

· полнота государственного суверенитета;

· демократическое государство;

· признание человека высшей ценностью;

· разделение властей;

· правовое государство;

· политический плюрализм;

· единство экономического пространства;

· многообразие и равноправие формсобственности;

· гарантии местного самоуправления;

· социальное государство;

· особый порядок изменения конституции.

Суверенитет народа – признание народа единственным источником власти,возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей икоренными интересами. Народ принимает реальное участие в управлении деламиобщества и государства.

Согласно Конституции Российской Федерации:

· Носителем суверенитета и единственнымисточником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

· Народ осуществляет свою властьнепосредственно, а также через органы государственной власти и органы местногосамоуправления.

· Высшим непосредственным выражением властинарода являются референдум и свободные выборы.

· Никто не может присваивать власть вРоссийской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочийпреследуются по федеральному закону.

Светское государство – отсутствие государственной религии; ниодно вероучение не признаётся обязательным или предпочтительным

Согласно Конституции:

· Российская Федерация – светское государство.Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной илиобязательной.

· Религиозные объединения отделены отгосударства и равны перед законом.

Федерализм – децентрализация государственной власти, обеспеченнаяразграничением властных полномочий между Российской Федерацией, её субъектами иорганами местного самоуправления.

Согласно Конституции:

· Российская Федерация состоит из республик,краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономныхокругов – равноправных субъектов Российской Федерации.

· Республика (государство) имеет своюконституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения,автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

· Федеративное устройство Российской Федерацииосновано на её государственной целостности, единстве системы государственнойвласти, разграничении предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властисубъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов вРоссийской Федерации.

· Во взаимоотношениях с федеральными органамигосударственной власти все субъекты Российской Федерации между собойравноправны.

Для России как федеративного государстваособенно важен принцип единства гражданства. По Конституции вопросыгражданства относятся к исключительному ведению Российской Федерации.

Гражданства республик или иных субъектовфедерации законодательство не предусматривает. Механизмы защиты и реализацииправ граждан должны действовать одинаково, независимо от места их проживания.

Принцип равенства гражданства означает, что гражданеравны в своих правах независимо от того, на каком основании они приобрелироссийское гражданство и времени нахождения в нём.

Так, согласно конституции:

· Гражданство Российской Федерацииприобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, являетсяединым и равным независимо от оснований приобретения.

· Гражданин Российской Федерации не может бытьлишён своего гражданства или права изменить его.

Закрепление принципаединства гражданства создаёт дополнительные правовые гарантии равноправияграждан Российской Федерации, независимо от места их проживания или временипребывания.

Республиканская форма правления – избрание или назначение высших органов властина определённый срок; сфера компетенции органов власти разграничена.

Государственный суверенитет – это неотчуждаемое юридическое качествонезависимого государства, символизирующее его политико-правовуюсамостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъектамеждународного права, необходимое для исключительного верховенствагосударственной власти и предполагающее неподчинение власти другогогосударства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статусанезависимого государства как цельного социального организма, обусловленноеправовым равенством независимых государств и лежащее в основе современногомеждународного права.

Полнота суверенитета Российской Федерациисоставляет основу государственности нашей страны.

этого принципа–  характеристики российскойгосударственности: верховенство государственной власти, её единство,независимость в отношениях с другими государствами.

Несмотря на федеративноеустройство России, она является целостным государством, а Конституция ифедеральные законы действуют на всей территории государства.

Демократическое государство – признание и обеспечение суверенитетанарода, прав и свобод человека и гражданина.

Признание человека высшей ценностью – соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина является главной обязанностью государства.

Каждый гражданин Российской Федерацииобладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности,предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Разделение властей – законодательство, исполнение законов иконтроль за соблюдением законности осуществляются относительно независимымидруг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгомразграничении их полномочий.

Согласно Конституции:

· Государственная власть в Российской Федерацииосуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную исудебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властисамостоятельны.

· Государственную власть в Российской Федерацииосуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (СоветФедерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, судыРоссийской Федерации.

· Государственную власть в субъектах РоссийскойФедерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

· Разграничение предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящейКонституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов веденияи полномочий.

Правовое государство – установление верховенства закона вобщественной жизни, существование системы социального контроля над властью иналичие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищённость личности иобеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конституционныхправ и свобод.

Согласно Конституции:

· Конституция Российской Федерации ифедеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

· Конституция Российской Федерации имеет высшуююридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РоссийскойФедерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, недолжны противоречить Конституции Российской Федерации.

· Органы государственной власти, органыместного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязанысоблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

· Законы подлежат официальному опубликованию.Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты,затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могутприменяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

· Общепризнанные принципы и нормымеждународного права и международные договоры Российской Федерации являютсясоставной частью её правовой системы. Если международным договором РоссийскойФедерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяютсяправила международного договора.

Политический плюрализм – установление запрета на признание какой-либоидеологии в качестве официальной (главенствующей).

Согласно конституции:

· В Российской Федерации признаётсяидеологическое многообразие.

· Никакая идеология не может устанавливаться вкачестве государственной или обязательной.

· В Российской Федерации признаютсяполитическое многообразие, многопартийность.

· Общественные объединения равны перед законом.

· Запрещается создание и деятельность общественныхобъединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменениеоснов конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации,подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжиганиесоциальной, расовой, национальной и религиозной розни. 

Единство экономического пространства – Российская Федерация представляет собойсостоящее из территорий её субъектов пространство, на котором экономическифункционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные нарыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, которые такжепредполагают единую инфраструктуру и проведение единой налоговой,денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики,обеспечивающей свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Многообразие и равноправие форм собственности – признание различных форм собственности(государственной, частной, муниципальной и другой). Равная защита собственностилюбой формы.

Согласно Конституции:

· В Российской Федерации признаются изащищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формысобственности.

· Земля и другие природные ресурсы используютсяи охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающихна соответствующей территории.

· Земля и другие природные ресурсы могутнаходиться в частной, государственной, муниципальной и иных формахсобственности.

Социальное государство – создание экономических и юридическихусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека,осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп.

Согласно Конституции:

· Российская Федерация – это социальноегосударство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека.

· В Российской Федерации охраняются труд издоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплатытруда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства идетства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальнойзащиты.

Гарантии местного самоуправления – система правовых норм и институтов, обеспечивающихвозможность эффективной реализации прав местного самоуправления и закрепляющихправовые возможности защиты, в том числе и судебной, прав местногосамоуправления в случае их нарушения.

В Российской Федерации признается игарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своихполномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в системуорганов государственной власти.

Особый порядок изменения конституции – это специально усложнённые процедурыпредставления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений внеё.

Особый порядок изменения положенииКонституции, составляющих основы конституционного строя России, выступает какосновополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона,но и незыблемость государственного строя Российской Федерации, поскольку

никакие другие положения Конституции не могутпротиворечить основам конституционного строя Российской Федерации.

И действительно, устойчивостьконституционного строя –  это важнейшаяоснова для успешного развития общества. Поэтому в идеале конституция должнабыть стабильной.

Но далеко не всем государствам этого удаётся достичь. Самаяпервая в мире конституция (мы помним, что это Конституция США) является и самойстарой.

В неё вносились поправки (дополнения), но основные статьи не изменялисьс того самого 1787 года.

А вот следующие две конституции, принятые в1791 году, ждала иная судьба. Конституция Речи Посполитой была отменена поднажимом стран-соседей, а вскоре и само это государство прекратило своёсуществование.

Конституция Франции через два года была заменена новой –  якобинской. Великая революция продолжаламенять французское общество.

Франция в этом смысле вообще относится к числу рекордсменов:нынешняя её конституция –  пятнадцатая посчёту.

В конце нашего занятия попробуйте ответить наследующие вопросы:

1. Что принято называть конституционным строем?

2. Назовите принципы устройства государства иобщества, которые составляют основы конституционного строя России.

Источник: https://videouroki.net/video/03-osnovy-konstitucionnogo-stroya_192.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.